Как рассказал в интервью РИА "Новости" основатель и директор Клуба "Приключение" прославленный российский путешественник Дмитрий Шпаро, награда вручена заслуженному мастеру спорта, капитану "Апостола Андрея" за беспрецедентное прохождение на крейсерской яхте Северного морского пути.
Рекорд был зафиксирован в ходе первого кругосветного путешествия яхты в 1996-1999 годах. По словам Дмитрия Шпаро, он не является единственным мировым достижением первой кругосветки "Апостола Андрея": маршрут кругосветного путешествия впервые прошел по четырем океанам - Атлантическому, Индийскому, Тихому и Северному Ледовитому, а само плавание было осуществлено в меридиональном направлении.
Любопытно, что до американцев рекорд россиянина оценили британские яхтсмены: Королевский крейсерский клуб признал первую кругосветку "Апостола Андрея" "самым выдающимся достижением в мировом яхтинге 1999 года" и наградил в прошлом году Николая Литау медалью "Симэншип".
Первое кругосветное плавание яхты, имя и благословение которой дал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второго, было посвящено 850-летию Москвы и 300-летию российского флота. Двухмачтовая яхта была построена в Твери специально для плаваний в северных морях. Оригинальная конструкция двухмачтового судна обходится без шпангоутов - прочность достигается за счет применения в конструкции 20-мм стали и жестких переборок.
Сейчас "Апостол Андрей" совершает второе кругосветное плавание, начавшееся в октября 2001 года и совершил остановку в Буэнос-Айресе, откуда капитан яхты прибыл в Нью-Йорк для получения заслуженной награды.
По словам Шпаро, организация таких путешествий в наши дни - "дело очень сложное". "Спасибо правительству, направившему в государственные ведомства письмо с просьбой о поддержке наших начинаний, особый поклон - российским дипломатам, не оставляющим нас в затруднительных ситуациях, и главкому ВМФ России адмиралу Владимиру Куроедову, "опекающему" яхту",- подчеркнул Дмитрий Шпаро.
В ходе нынешнего путешествия "Апостол Андрей" должен обойти Западное полушарие и стать первым судном, которое в ходе кругосветки пересечет Южный и Северный полярный круг. Он станет первым российским судном, которое пройдет Северо-Западным проходом из Тихого океана в Атлантический вдоль северных берегов США и Канады.
В ближайших планах клуба Дмитрия Шпаро, впервые прославившегося экспедицией на лыжах к Северному полюсу в 1979 году, а затем лыжными переходами через Северный полюс в Канаду, переходом Берингова пролива, организацией спортивной подготовки детей и реабилитацией инвалидов, восхождение на пик Мак-Кинли на Аляске, самую высокую вершину в Северной Америке. Планируется, что в восхождении на Мак-Кинли примут участие 8 россиян, причем двое из них - инвалиды. Руководить экспедицией будет пошедший по стопам отца-путешественника Матвей Шпаро.