Каширина: при создании рейтинга школ первичны качественные показатели

Лучшие школы России: рейтинги и мониторинги (90)
© из архива РСРОлимпиадный рейтинг школ по итогам 2012-2013 учебного годаОлимпиадный рейтинг школ по итогам 2012-2013 учебного года

Российский союз ректоров (РСР) на прошлой неделе  в РИА Новости представил первый в России федеральный рейтинг школ по количеству дипломантов олимпиад, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников (РСОШ).  Генеральный секретарь союза ректоров Ольга Каширина в интервью РИА Новости рассказала об особенностях этого рейтинга, причинах его создания, основных выводах и его перспективах.

- Ольга Валентиновна,  расскажите, пожалуйста, в связи с чем возникла мысль провести рейтинг школ?

— РСОШ, координирующий проведение олимпиад российскими вузами, сегодня является одним из главных интеграторов процессов интеллектуального творчества детей в нашей стране. Эксперты Совета и организаторы олимпиад аккумулируют лучшие практики работы с юными талантами. Для общества мы стали своего рода консультационным центром в этой области. Уже много лет на горячую линию портала, в твиттер «Мир олимпиад» поступают вопросы детей и их родителей о том, как подготовиться к олимпиаде, какие школы являются лучшими в творческой работе, какие из них дают не просто знания, но и учат нестандартно мыслить, креативные решения и не бояться сложных задач. Таким ответом на многочисленные обращения стал Олимпиадный рейтинг школ. Поскольку мы обладаем значимой базой информации об олимпиадниках, мы решили ответить на запрос родителей созданием соответствующего рейтинга школ.

Ведь рейтинги это своего рода социальный навигатор для общества и одновременно — инструмент добросовестной конкуренции для профессионалов сферы образования. Убеждена, что пример лидеров нашего рейтинга станет примером для развития широкого числа образовательных организаций.

- Союз ректоров проводит также рейтинг вузов, которым олимпиадники отдали предпочтение при поступлении…

— Действительно, олимпиадный рейтинг школ стал продолжением проводимого нами уже три года подряд исследования предпочтений олимпиадников при выборе вуза, в рамках которого также формируется олимпиадный рейтинг, только не школ, а вузов. Учитывая, что школы и вузы  это «сообщающиеся сосуды», олимпиадный рейтинг вузов, просто по определению нуждался в дополнении олимпиадным рейтингом школ.

Основной целью нового олимпиадного рейтинга школ было укрепление единого образовательного пространства России.

- Каковы основные выводы первого олимпиадного рейтинга школ?

— Во-первых, хотелось бы отметить, что мы обнаружили отсутствие существенного разрыва между лучшими школами различных регионов, в противовес сформировавшемуся в ряде СМИ тезису о том, что образование в России можно получить только в Москве или Санкт-Петербурге. Москва — действительно лидер в олимпиадном движении. Общее число московских дипломантов составляет 2/3 от победителей и призеров Центрального федерального округа и 1/3 от их общероссийского числа. И это не удивительно: самые сильные в олимпиадном отношении школы  это те, которые издавна поддерживают связь с вузами, и в Москве таких много.

Первые десять школ нашего рейтинга  это московские школы. Их история – это история научного творчества молодежи, которая воплощается в тесной связи с вузами. С учащимися этих школ работают МГУ, Высшая школа экономики, МГТУ имени Баумана, МИФИ, МФТИ, РГГУ. Традиция совместной работы школ и вузов с одаренными детьми дает достойный результат, которым можно гордиться. В этом плане регионам стоит брать пример со столицы.

- Какие еще регионы в рейтинге на хороших позициях?

— При обсуждении результатов важно отметить, что среди сильнейших регионов Северо-Западный федеральный округ представлен только одним субъектом РФ — Санкт-Петербургом. В отличие от Центрального федерального округа, в котором в топ-20 сильнейших регионов вошли, кроме Москвы, еще четыре субъекта: Московская, Белгородская, Калужская и Тульская области. Так же пять субъектов вошли в топ-20 сильнейших в олимпиадном движении регионов от Сибирского федерального округа: Новосибирская, Кемеровская и Томская области и Красноярский и Алтайский края. Но безусловным лидером в этом отношении является Приволжский федеральный округ, у которого в топ-20 сильнейших регионов вошли 6 субъектов: Нижегородская и Самарская области, республики Башкортостан, Татарстан, Чувашская и Удмуртская.

В целом, стоит отдельно отметить высокий уровень диверсификации олимпиадной активности в Приволжском федеральном округе, где медианный уровень доли одного субъекта  РФ в общеокружном количестве дипломантов составляет 6%. Такой же уровень в Сибирском федеральном округе. Это очень позитивно характеризует уровень работы в этих федеральных округах с талантливыми детьми. Выше только в Южном федеральном округе — 11%. Но там это связано с небольшим общим числом олимпиадников, которые почти равномерно распределены по всем субъектам округа.

Совершенно другой уровень активности демонстрируют Северо-Западный и Центральный федеральный округа, где медианная доля субъекта России от общеокружного числа дипломантов составляет всего 2%. Это означает, что в этих округах необходимо существенно расширять сетевые межрегиональные и межвузовские проекты. Они способствуют активизации работы с талантливыми детьми, как это видно на примере Приволжского и Сибирского федеральных округов, где таких проектов много.

В результате, при сопоставлении общего числа дипломантов по федеральным округам, Приволжский и Сибирский обгоняют Северо-Западный федеральный округ. Что само по себе развенчивает миф о пассивности и удручающем состоянии региональных школ. Этот же миф развеивает и тот факт, что на долю безусловного лидера Центрального федерального округа  приходится менее половины всех олимпиадников (47%).

Еще один важный вывод, подтверждающий активность региональных учителей и высокий уровень регионального образования — присутствие в рейтинге школ из районных центров, малых городов и сел. Так, например, в топ-20 лучших школ входит лицей №84  Новокузнецка. В первой сотне — школа №15 Гусь-Хрустального, Новомосковский «Лицей», Магнитогорская школа №5, Бийский лицей-интернат, лицей №4  Таганрога, школа №1 города Карасук, Лицей №15 имени академика Харитона города Сарова, школа №30 имени Медведева города Волжского, Снежинская гимназия №127 и Городская гимназия Димитровграда.

В целом, доля школ из районных центров и малых городов от общего их числа, присутствующих в рейтинге, составляет не менее 1/3. А сельских школ в рейтинге насчитывается несколько десятков, что уже само по себе показатель, насколько высоким бывает образование на селе. И заранее отождествлять региональное и сельское образование с некачественным было бы крайне неверным. Нам необходимо опираться на регионы и на село – это истоки, которые питают Россию.

Лучшей сельской школой является лицей-интернат №7 села Пестрецы Татарстана. Вообще, Приволжье и Сибирь и в этом отношении наиболее сильны: в топ-20 сельских школ по 8 из этих федеральных округов. Отмечу успех сибирских школ сел Новиковка, Зырянское и Каргасок Томской области. В Приволжье хорошие результаты показали школы сел Первомайское Саратовской области, Студеново Кировской области. Крайне важно, что из этих школ в большую жизнь выходят выпускники, способные на равных конкурировать со своими товарищами из крупных образовательных центров.

- Каким вы видите будущее олимпиадного рейтинга школ?

— Считаю, что олимпиадный рейтинг должен стать базовой платформой для построения комплексного рейтинга школ, учитывающего целый спектр показателей деятельности общеобразовательных учреждений – от академической до социальной и воспитательной. Многофакторный подход, в котором количественные показатели базируются на оценке способности школ развивать интеллектуальный и творческий потенциал,- залог построения максимально объективного рейтинга. Но качественные показатели креативности, то есть способности школы добиться внутреннего роста школьника, которая фиксируется нашим олимпиадным рейтингом, здесь первичны.

Существенным подспорьем в повышении эффективности формирования рейтинга станет запускаемый этой осенью Советом олимпиад проект «Олимпиадных портфолио». В ходе проекта каждый олимпиадник сможет зарегистрироваться на соответствующем портале и внести информацию как о своей школе, так и о личных достижениях. Таким образом, один из путей развития данного рейтинга связан с формированием портфолио школьников.

В заключение отмечу, что задачи создания комплексного рейтинга школ находятся в плоскости интересов различных групп. Прежде всего, это учащиеся и их родители – рейтинг позволит им опираться в принятии решений на четкие факты. Рейтинг крайне нужен профессиональному сообществу, поскольку он обращает внимание на школы с лучшими практиками, а, значит, очерчивает планку и ориентиры развития для остальных. Наконец, рейтинг, являясь интегратором большого количества данных о развитии школ, важен для органов управления образованием.

Сегодня многие говорят о профессионально-общественной оценке в образовании. Олимпиадный рейтинг школ – ее важное звено.

Олимпиадный рейтинг школ по итогам 2012-2013 учебного года

Мнение экспертов
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена