Мерцалова: большинство школ не публикуют на сайтах итоги ЕГЭ и ГИА

© РИА Новости / Михаил ФомичевПерейти в фотобанкУчащиеся школы направляются в класс для сдачи единого государственного экзаменаУчащиеся школы направляются в класс для сдачи единого государственного экзамена
Институт образования (ИО) ВШЭ и РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» подготовили рейтинг информационной открытости официальных сайтов школ. Методику и результаты исследования в интервью РИА Новости комментирует ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ИО Татьяна Мерцалова.

Институт образования (ИО) ВШЭ и РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» подготовили рейтинг информационной открытости официальных сайтов школ. Методику и результаты исследования в интервью РИА Новости комментирует ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы ИО Татьяна Мерцалова.

- Татьяна Анатольевна, в чем смысл рейтинга? На кого он рассчитан?

— В первую очередь, на директоров школ и сотрудников органов управления образованием. Не было задачи показать, «кто хороший, кто плохой». Основная цель – показать школьные сайты-лидеры и объяснить, как улучшить сайты прочих школ, приблизить их к запросам и интересам родителей.

Директора школ находятся в ситуации растерянности, опасений перед неясными последствиями открытости – в чем смысл сайта и каковы его функции для нас? Кто наш читатель? Что ему нужно? Что будет, если разместим или не разместим какую-то информацию?

Рейтинг информационной открытости сайтов школ РФ

Родители же привыкли довольствоваться теми сайтами, которые есть. Если директор спросит, что они хотят видеть на школьном сайте, он, скорее всего, не добьется внятного ответа. Если показать родителям, что может быть на школьном сайте, они начнут понимать, что им нужно, и требовать улучшений. Так, мало кто представляет, что на школьном сайте можно публиковать изменения расписания. Но, увидев, что такая услуга существует и очень удобна, родители начнут задаваться вопросом, почему этого нет на сайте их школы.

Думаю, мы достигли поставленной цели. Уже сейчас я получаю комментарии от директоров школ, которые говорят, что изнутри системы образования им сложно понять, как улучшить сайты школ. Рейтинг в этом помогает.

- В России десятки тысяч школ, но в рейтинге представлены лишь 1113 школ из отдельных регионов. Почему именно такая выборка?

— Обследовать все школы России не под силу ни ВШЭ, ни РИА Новости. Нам помогали местные органы управления образованием – в исследовании принимали участие регионы, изъявившие желание обследовать свои школы. Они сами оценивали сайты всех по предложенным нами параметрам. Изначально таких регионов было 32, потом 8 из них по разным причинам отказались от участия.

В итоге получился совместный проект. Регионы-участники только выиграли от этого. Они получили методику оценки сайтов с четкими параметрами, построенными с учетом потребительских интересов. Некоторые уже используют её в своей работе, адаптируя к сайтам других образовательных учреждений: дошкольных, профессиональных. Кроме того, у этих регионов была возможность сначала поработать над совершенствованием сайтов, а потом приступать к их оценке. 

- Как разрабатывалась методика?

— Мы провели опросы родителей из разных регионов РФ – составили список из более чем 100 параметров, которые, по их мнению, важны для школьного сайта и попросили экспертов проранжировать – какие более значимы, какие нет. Так мы получили 80 параметров, наиболее важных для родителей.

Эти параметры мы распределили по четырем группам. «Технологичность» – это, например, наличие карты сайта, доступность его с различных браузеров; «коммуникативность» – наличие форума, консультационных сервисов.  «Мультимедийность»  – это видеоматериалы, формат RSS;  «информативность» – информация о расписании уроков и дополнительных занятий, результаты ЕГЭ и ГИА. Каждый параметр оценивался просто – есть или нет.

Главным требованием было максимальное обеспечение объективности оценок. Наше исследование избегает субъективных критериев – таких, как «дизайн», «удобство интерфейса», «качество контента» и так далее. Их невозможно оценить объективно.

- Какое впечатление у вас сложилось о сайтах российских школ?

—  В целом — неплохо. Но есть целый ряд проблем.

Школы не склонны к неформальной коммуникации через сайт. Даже на сайтах школ-лидеров директора редко используют блоги для откровенного общения с родителями – чаще там можно встретить методические разработки учителей и их портфолио. На сайтах есть информация об учителях и членах управляющих советов, но их контактов часто не найти.

На сайтах проводится мало опросов. Если они есть, непонятно, меняется ли что-то в связи с их результатами. Единицы используют опросы для изучения общественного мнения и принятия решений – как одна школа, которая по итогам опроса поменяла расписание звонков.

По сайту можно понять проблемы школы. Типичная ситуация: школа гордится своими достижениями в области воспитательной работы, сайт пестрит отчетами с множеством фотографий, но о результатах ЕГЭ – молчок. Наверняка родители задаются вопросом, почему так.

Даже среди школ-лидеров меньше половины публикуют результаты ГИА и ЕГЭ, а информация о поступлении выпускников – большая редкость. Зато все очень любят отчеты со спортивных и культурных мероприятий. Думаю, руководители школ опасаются «рисков открытости», предпочитают сообщать о том, что нельзя измерить, что, по их мнению, не повлечёт за собой санкций со стороны контролирующих органов.

Еще один неожиданный результат. Исследование изменило мое мнение о типовых сайтах. Москва, где введен общий шаблон, не принимала участия в рейтинге, но мы апробировали методику на столичных школах. Оказывается, типовые сайты в целом гораздо информативнее. Хотя неформальные сайты более живые и лучше передают индивидуальность школы.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Мнение экспертов
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
"Думаю, руководители школ опасаются «рисков открытости».

Парадокс: Школы результаты ЕГЭ не публикуют, зато вузы обязаны публиковать результаты ЕГЭ зачисленных абитуриентов. В школах ЕГЭ - результат их работы. В вузах ЕГЭ абитуриентов имеет косвенное отношение к качеству высшего образования.

Рисков открытости опасается сама ВШЭ. Для участия в международных рейтингах необходимо предоставлять сведения о зарплате выпускников вузов. В эпоху информационных технологий, зная ИНН выпускников, эти данные можно получать чуть ли не ежедневно. Но даже те вузы (московские), которые эту информацию собирали, публиковать данные не торопятся. Зато сравнивать вузы по баллам абитуриентов, чего нет нигде в мире - это идея, внедряемая ВШЭ и министерством.
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена