Рейтинг открытости сайтов школ: от краткой визитки к средству общения

© РИА Новости / Владимир ПесняШкольница использует ноутбук во время занятия в школеШкольница использует ноутбук во время занятия в школе
За последние несколько лет у каждой российской школы появился свой сайт, на котором родители могут найти необходимую для них информацию. Насколько эти сведения полны и отвечают запросам потребителей? Может ли хороший сайт сделать школьное образование более качественным?

Анна Курская, РИА Новости

За последние несколько лет у каждой российской школы появился свой сайт, на котором родители могут найти необходимую для них информацию. Насколько эти сведения полны и отвечают запросам потребителей? Может ли хороший сайт сделать школьное образование более качественным? Ответы на эти вопросы попытались найти составители Рейтинга информационной открытости сайтов школ.

РИА Новости совместно с Институтом развития образования НИУ ВШЭ, при поддержке региональных органов управления образованием,  в рамках проекта «Социальный навигатор» подготовило Рейтинг информационной открытости сайтов государственных образовательных учреждений (школ).

В рейтинг вошли 1113 сайтов школ из 24 регионов России. Для каждого из сайтов исследователи изучили его технологическую организацию и мультимедийность, проверили наличие на нем наиболее важных информационных разделов, документов и материалов, сервисов обратной связи.

В основу оценки сайтов легли реальные запросы пользователей. Исследователи сначала изучали, какую информацию, какие сервисы и услуги на школьном сайте хотят видеть потребители образовательных услуг — в первую очередь, родители.

Рейтинг информационной открытости сайтов школ РФ: ТОП лучших

Подобное массовое исследование сайтов школ проводится впервые, ранее Российский новый университет (РосНОУ), издательство «Просвещение» и НИУ ВШЭ проводили три мониторинга гораздо меньшего масштаба. Поэтому сравнивать результаты нынешнего рейтинга, по большому счету, не с чем, рассказала РИА Новости автор методики исследования ведущий научный сотрудник института образования НИУ-ВШЭ Татьяна Мерцалова.

«Я бы охарактеризовала общую картину словами «сайты очень разные Различия между сайтами очень большие, поэтому сказать, что в целом все хорошо или плохо, невозможно. Есть очень хорошие сайты, которые на 90 с лишним процентов удовлетворяют всему списку родительских запросов. А есть очень слабые, формальные», — отметила она.

В то же время, сайт может и должен приносить пользу школе. Официальная информация об образовательном учреждении, размещенная на сайте, снимает множество вопросов, которые могут возникнуть у родителей, и позволяет им узнать о деятельности школы по всем направлениям, рассказал РИА Новости министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев.

«Сайт может оказать помощь в организации образовательной деятельности учащихся, организовать работу с детьми, которые по каким-то причинам отсутствовали на занятиях, дополнительную работу с одаренными детьми и помощь отстающим, — рассказал он. — Сайт также может предоставить возможность продемонстрировать достижения детей и педагогов, обеспечить оперативное взаимодействие с родителями. Хороший школьный сайт – это очень яркая и добротная визитная карточка и реклама школы».

О чем пишут на сайтах

К наиболее интересущим родителей темам относятся вопросы о качестве работы школы, о реализуемых в ней программах. Причем качество учебной подготовки школьников интересует современных родителей гораздо больше, чем воспитательная работа и дополнительные услуги.

А вот школы охотнее публикуют сведения о результатах участия детей в творческих и спортивных конкурсах, чем об их учебных достижениях. То ли школы больше внимания уделяют творчеству и спорту, чем учебе? То ли добровольность участия лучших (отобранных) детей в этих конкурсах и соревнованиях обеспечивает хоть какие-то заметные результаты?

В довольно резком переходе к конкурентным отношениям в системе образования школы оказались к ним не готовы. Риск оказаться в невыгодном положении в сравнении с другими неизбежно возникающий при открытой подотчетнотсти по ясным показателям вызывает опасения даже у руководителей вполне успешных школ.

В содержании школьных сайтов четко прослеживается тенденция к традиционному предпочтению неопределенных образных объектов (фотографии, сценарии, перечни мероприятий) перед конкретными данными.

Презентационность – очень важная характеристика школьного сайта, но она не может быть его единственной задачей.
То качественное разнообразие школьных сайтов, которое мы увидели в этом рейтинге, говорит о том, чему раньше просто не уделяли внимания – собсвтенно к реальному эффекту прозрачности – тому, как себя в этом процессе чувствует школа, насколько она готова открыться, «обнажить» свои внутренние процессы, результаты, проблемы…

Состояние школы можно охарактеризовать, скорее, как ситуацию растерянности, поиска, опасений перед неясными последствиями открытости: В чем смысл раскрытия данных? Зачем нужен сайт, и чем он может быть полезен для нас? Кто будет его читать и с какой целью? Что нужно пользователям? И чем «аукнется» нам размещение или неразмещение той или иной информации?

Вопрос обратной связи

Информационная открытость школьного сайта невозможна без работающей обратной связи администрации школы с родителями. Это значит, что разместить на сайте форму для электронной почты недостаточно: кто-то должен разбирать пришедшие письма и отвечать на них. Кроме того, за форумами, где родители могут общаться друг с другом, также следует присматривать, чтобы они не зарастали рекламными сообщениями.

Впрочем, как с разнообразием обратной связи, так и с обслуживанием ее со стороны администрации школы почти везде есть проблемы.

«Электронная почта есть практически у всех, но консультационные сервисы и сервисы для неформального общения, форумы, блоги – достаточно большая редкость. Их можно найти буквально на 3-7% всех сайтов. Та же картина с возможностью односторонней обратной связи — опросами, сервисами для комментирования к материалам», — рассказала Татьяна Мерцалова.

С одной стороны, на школьных сайтах сегодня существует достаточно мощная тенденция к появлению коммуникационных сервисов, форумов, блогов. А с другой стороны, тем, кто следит за сайтами, не хватает опыта, времени или понимания того, для чего вообще нужны эти сервисы, пояснила она.

«Вроде, так «надо», «модно», «хорошо», «давайте откроем форум!». Но по содержанию эти форумы оказываются пустыми, «мертвыми», либо там просто валяется рекламный мусор, вплоть до вещей совершенно не предназначенных для детской аудитории», — отметила эксперт.

Нужен ли учителю блог?

С развитием школьных сайтов кое-где на них начали появляться блоги учителей и представителей администрации. Безусловно, разговор с родителями от первого лица может привлечь внимание и вызвать живой отклик. Однако здесь есть свои опасности, которые подстерегают почти любое неформальное начинание в стенах школы.

«Творческий учитель может вести свой блог, но это не должно превратиться в обязаловку. Если мы обяжем всех учителей вести блоги, то получим множество полупустых страниц. Но педагоги, которые хотят и могут организовать систематическое наполнение, обновление своего блога, должны иметь возможность сделать это на школьном сайте», — полагает Александр Аникеев.

По мнению Татьяны Мерцаловой, школам были бы очень полезны блоги классных руководителей, разумеется, также абсолютно добровольные. В особую категорию она предлагает выделить блоги администрации школы – завучей и директоров. Блоги дали бы им полезную возможность неформально поговорить о том, что их волнует как носителей определенных ценностей.

«Очень часто блоги на школьных сайтах являются, скорее, методической копилкой, педагоги и директора выкладывают там свои разработки, ссылки на профессиональные статьи, — отметила она. — Но что такое блог? Можно вспомнить письма Сухомлинского к сыну, когда он рассуждает о ценностях, о смыслах, о значениях. Так и руководитель может обсуждать в блоге проблемы, происходящие в социуме, демонстрировать свою позицию, которая, безусловно, будет выражаться и в том, что происходит в школе. Ведь свои ценности он вкладывает в нее».

Блог директора может стать имиджевой частью школы, полагает Татьяна Мерцалова. Не каждое учебное заведение может дать образование на очень высоком уровне, социальный контингент учащихся или какие-то другие причины могут препятствовать этому. Но у многих школ есть какая-то другая изюминка: например, особая социальная поддержка детей, система воспитания лидеров или уверенности в себе, система раскрытия способностей. Эти достижения школы в количественных показателях выразить невозможно.

«Но если директор или другие педагоги будут разъяснять свою гражданскую и человеческую позицию, какими ценностями и смыслами живет школа, это может стать очень мощным стимулом и источником информации для родителей. Поэтому мне кажется, что блоги на школьных сайтах — это очень ценный ресурс. Но то, что не все могут этим ресурсом пользоваться, — повод для дальнейшей работы», — рассказала она.

Предложение и спрос на информацию

Электронные дневники в последнее время уже приобрели популярность среди родителей и учеников. Но пользуется ли спросом другая информация на школьных сайтах? По мнению экспертов, ситуация здесь двоякая. С одной стороны, родители обычно довольствуются тем, что находят на сайтах. С другой стороны, как только предложение увеличивается, оно формирует дальнейший спрос.

«Чем лучше, интереснее, качественнее становится сайт, тем больше учеников и родителей начинают им пользоваться, и тем большего количества информации и возможностей для общения они ожидают. Когда сайт плохой – он неинтересен, желание им пользоваться не возникает, и запрос на информацию не формируется», — пояснила Татьяна Мерцалова.

Поэтому получается, что сайт представляет собой инструмент формирования культуры информационной открытости, которая пока у наших сограждан не достаточно развита. Причем в большей степени это относится к жителям городов и крупных районных центров. По понятным причинам, в сельской местности информация, которую может предоставить школьный сайт, пока гораздо менее востребована.

Тем не менее, современные школы должны быть открыты для родителей и общественности, и сайт является индикатором такой открытости, полагает Александр Аникеев.

«Чем больше вопросов будет обсуждаться на страницах сайта, тем более качественным будет  образование, предоставляемое образовательным учреждением, большим влияние общественности, родителей на работу школы», — отметил он.

Впрочем, это обсуждение необходимо организовать таким образом, чтобы оно было конструктивным и не сводилось к пустым разговорам, добавляют эксперты.

Мнение экспертов
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена