Первая помощь: чего ждать от себя и окружающих

В жизни каждого человека может возникнуть случай, когда он становится участником или свидетелем ситуации, при которой необходимо оказывать первую медицинскую помощь. Но даже если мы не потеряем хладнокровия, не факт, что сможем правильно помочь. О том, как себя вести в подобных обстоятельствах, нам рассказал Андрей Колесник, врач-методист отделения экстренной консультативной медицинской помощи ГБУ города Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова".

Екатерина Сытина специально для "Социального навигатора"

Плюс на минус

В первые минуты около пострадавшего, как правило, оказываются не спасатели или врачи, а самые обычные люди — друзья, знакомые, очевидцы. Большой удачей будет, если кто-то из них проходил специальные курсы, что-то запомнил, а потому не растеряется и окажет помощь. Если на курсах не был, то наломать дров можно, к сожалению, легко.

Карета скорой помощи. Архивное фото
Единая служба скорой медицинской помощи может появиться в МО в сентябре

"Вызов. Человек упал с высоты. Скорая приезжает по адресу, выходит из кареты, а к ним навстречу бегут люди, держа на руках пострадавшего. Это совершенно неправильно. Нельзя перемещать человека после падения с переломами, если в этом нет категорической нужды", — Андрей Колесник пояснил, что от неправильных действий у потерпевшего образовалось дополнительное смещение костей и появились обломки в тканях.

Порывы помочь "хоть чем-нибудь" могут иметь последствия — выздоровление будет отсрочено на несколько месяцев.

Но все зависит от ситуации. Если в ходе ДТП прохожие вытащили из горящего автомобиля человека с переломами конечностей, то лишний месяц в гипсе уже не такая большая проблема, ведь дополнительные травмы лечатся, а вот вернуть жизнь из-за бездействия окружающих уже не удастся.

"У нас в медицине есть понятие золотого часа: если в течение первого часа раненому оказать полноценную медицинскую помощь, то выживает 90%. Если помощь оказывается через два часа, выживет 10%", — рассказал Андрей Колесник.

Лжеисточники

Помощь с небес: как работает санитарная авиация в Санкт-Петербурге
Помощь с небес: как работает санитарная авиация в Санкт-Петербурге
Кто-то воскликнет: "Да все в интернете можно посмотреть!" — и тут же ошибется. Чаще всего видеоуроки или текстовые материалы делаются медиками для медиков, то есть для тех, кто знаком с процессами в человеческом организме. Если у спасателя такого багажа знаний нет, симптомы он интерпретирует неверно и сделает только хуже.

Отдельная история, когда, используя всемирную паутину, граждане самостоятельно ставят себе диагнозы.

"Бригада приезжает на вызов. Лежит пациентка, перед ней ноутбук, где уже расписан диагноз, который она сама себе и поставила, — инфекционное заболевание мягких тканей. Осмотреть она себя не дает, а требует дать ей препараты, которые она сама себе уже прописала", — рассказал Андрей Колесник.

Находятся и те, кто оперирует фразой "Я в кино видел…" — и тоже ошибаются. В кинематографе показывают только зрелищные сцены, чтобы привлечь и впечатлить зрителя. За правдоподобностью режиссеры не гонятся. Так что действия героев фильма принимать за эталон нельзя.

"Вариант "а мне бабушка сказала" уже не так часто встречается. Население страны до 35 лет в большей своей массе понимает, что народные методы не надежны, и, скорее всего, сходят к доктору. У них есть доверие к врачам", — отметил Колесник.

За что хвататься?

"Не нужно всех поголовно учить медицине — это очень долго и трудоемко. Необходима культура навыков оказания первой медицинской помощи, что делать нужно и что нельзя, чтобы не делать ошибок", — считает Андрей Колесник.

По мнению самих врачей, наиболее правильный вариант — начинать вкладывать знания в головы граждан еще на этапе школьного образования (важно: это не означает, что дети обязаны спасать и оказывать помощь). Обучение в, казалось бы, раннем возрасте поможет исключить ошибки в дальнейшем.

"Только представьте себе, когда 18-летний парень, физически здоровый, не имея представления о правилах первой поморщи, начинает кому-то вправлять вывих. Последствия могут быть плачевными как для потерпевшего, так и для того, кто помощь оказывал: его вполне могут засудить", — пояснил Андрей Колесник.

Зачем нужен полис ОМС
Зачем нужен полис ОМС

Если школу человек уже окончил, то получить знания он может на специальных курсах, такие проводятся регулярно и станциями скорой помощи, и отделениями МЧС. Преимущество обучения у специалиста — возможность задавать вопросы, пусть даже и нелепые.

В чем причина ошибок при оказании первой помощи? Безусловно, в отсутствии интереса россиян к теме, а также в отсутствии отлаженной системы получения таких навыков. Но это не означает, что вопрос нужно оставлять на самотек.

В Москве скорая помощь сегодня приезжает на экстренные вызовы, когда есть угроза жизни, за 12,1 минуты в среднем. На ДТП — в среднем за 8 минут. На недавней конференции ВОЗ в Лондоне эксперты подтвердили, что московский показатель, 8 минут, — лучший в Европе. В Париже, Вене, Берлине и других городах Старого Света на дорожно-транспортные происшествия парамедики прибывают на целую минуту позже.

А ведь в спасении жизни человека ценной становится каждая минута. И важно, насколько продуктивно прохожие, очевидцы и близкие проведут эти минуты, ожидая специализированную медицинскую помощь, смогут ли правильно оказать первую помощь, не навредив пострадавшему. Этим навыкам можно и нужно научиться, даже если они — и это будет самый лучший вариант — никогда не пригодятся.

Здоровье
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена