ОМС: медполис есть, страховки нет

© Fotolia / emde71Женщина борется с гриппомЖенщина борется с гриппом
Гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь, но для этого у него должен быть полис обязательного медицинского страхования. Выбрать страховую компанию для оформления полиса ОМС поможет «Рейтинг сайтов страховых компаний, работающих в системе ОМС в 2013 году», подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».

Гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь, но для этого у него должен быть полис обязательного медицинского страхования. Выбрать страховую компанию для оформления полиса ОМС поможет «Рейтинг сайтов страховых компаний, работающих в системе ОМС в 2013 году», подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».

Люди не всегда знают, чем страховые компании отличаются друг от друга, какую помощь можно получить по «бесплатному» полису и куда обращаться, если в поликлинике или больнице столкнулись с проблемами. Ответы можно получить на сайте медицинской страховой компании, но даже это многим неизвестно.

Не только полисы выдают

Головные боли у 65-летней Галины Трофимовны начались год назад, и вскоре родные стали замечать, что ее голова сильно увеличилась в размерах. «Стала как баскетбольный мяч», — шутила она, пока была в состоянии смеяться. С каждым днем она чувствовала себя всё хуже, и несколько обследований в разных поликлиниках и больницах в противоположных концах города дались ей с огромным трудом. Наконец диагноз: лимфома Ходжкина. После химиотерапии через строго определенное время требовался еще один ее курс и инъекции препарата стоимостью более 1,5 миллиона рублей: онкобольным его предоставляют бесплатно. Пациентка отдала комплект документов в поликлинику. «Приходите за два дня до плановой госпитализации», — сказали ей. Однако в срок лекарство получить не удалось: карточка из регистратуры вместе с заключениями и результатами онкообследований куда-то исчезла, участкового терапевта нет, завотделением в отпуске. «Я не в состоянии снова ездить по пяти разным больницам и анализы собирать, — пугалась Галина Трофимовна. — По квартире-то еле хожу. Главврач даже не пытается найти документы, а время утекает». Семья пробовала обратиться за помощью в областной Росздравнадзор и в региональный Минздрав, но без успеха: на их сайтах нет формы обратной связи, по телефону жалобы не принимают, записаться на ближайший день невозможно, да больная и не может ходить по кабинетам.

Пациентка была крайне удивлена, услышав, что помочь в ситуации, когда нарушаются права пациента, должна страховая компания: «Разве они не только полисы ОМС выдают?» На сайте компании отсутствовала форма для жалобы. Дозвониться по номеру, указанному в полисе, удалось далеко не сразу — существенно позже, чем отреагировали на просьбу о помощи в территориальном фонде медицинского страхования. Уже через считанные часы после того, как дочь пациентки обратилась через сайт в фонд ОМС, ей позвонили и предложили прийти в поликлинику за препаратом. Курс химиотерапии и инъекций удалось начать почти вовремя.

Права и обязанности жителей Российской Федерации, имеющих полис ОМС>>>

Население нужно просвещать

  • 76.3%

    Да, на другую у меня денег нет
  • 15.2%

    Да, но в качестве дополнения к платной медицине
  • 7.2%

    Нет, я не верю в качество бесплатных услуг
  • 1.3%

    Нет, для лечения я использую только средства народной медицины
«Действительно, большинство россиян понятия не имеют о том, что медицинские страховые компании призваны защищать пациента, — говорит директор Независимого института социальных инноваций Лариса Попович. — Они предпочитают не вести просветительскую работу среди населения. В результате пациент в сложной ситуации остается один на один с врачами, которые иногда, злонамеренно или по незнанию, но нарушают его права, в том числе на бесплатную помощь».

Как сообщили РИА Новости в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в задачи страховой медицинской организации входят не только собственно страхование, оформление (переоформление), выдача полисов и ведение учета, сбор, обработка, обеспечение сохранности и конфиденциальности сведений и оплата медицинской помощи, но и информирование застрахованных лиц о медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи, о выявленных нарушениях при оказании медицинской помощи. Кроме того, по словам начальника управления организации ОМС Федерального фонда ОМС Светланы Кравчук, страховая компания информирует пациента о правах граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе на выбор (замену) страховой медицинской организации, медицинской организации, о порядке получения полиса ОМС, а также об обязанностях застрахованных лиц, предоставляет информацию каждому застрахованному лицу, задавшему вопрос по электронной почте или через информационно-коммуникационную сеть (интернет) в режиме вопросов-ответов, не позднее 5 рабочих дней; размещает на собственном официальном сайте и доводит иными предусмотренными законодательством Российской Федерации способами до застрахованных лиц сведения и информацию о своей деятельности.

Новый полис медстрахования для россиян

«Страховые медицинские организации имеют полное право обращаться от имени пациента в суды, предъявлять претензии, жалобы, — объясняет директор по юридическим вопросам социальной сети для врачей «Доктор на работе» Иван Печерей. — Но сейчас мы этой работы не видим. Выявляется большое число дефектов оказания медицинской помощи, но предметом судебных исков они не становятся». По словам эксперта, если пациент почувствует, что в той или иной страховой компании его интересы действительно отстаивают, он выберет именно ее.

Мы выбираем

В выборе компании поможет «Рейтинг сайтов страховых компаний, работающих в системе ОМС в 2013 году». Он показывает уровень информационной прозрачности сайтов страховых компаний высок, на большинстве из них представлена информация, требуемая действующим законодательством: о деятельности, опыте работы, финансовых результатах, о поликлиниках и больницах, с которыми заключен договор, контактные данные… Но информационные запросы граждан гораздо шире. О том, какие услуги гражданин может получить в рамках ОМС, какие нарушения при оказании медпомощи выявляются экспертами — не сказано практически ни на одном сайте. Мало где можно найти контактную информацию территориального фонда ОМС и местных органов, защищающих права потребителей. Не работают форумы для консультирования застрахованных.

«Рейтинг сайтов страховых компаний, работающих в системе ОМС, формируется уже второй год, — рассказывает редактор-продюсер по направлению «Здоровье» проекта «Социальный навигатор» РИА Новости Людмила Кочеткова. — В этом году критериев оценки стало больше, особенно в блоках «Общая информация о компании на сайте» и «Аналитическая информация». Критерий «Отличие страховой компании от других» стал более развернутым: благотворительная деятельность компании, услуга вызова специалиста на дом. Обращает на себя внимание, что на некоторых сайтах информация обновляется не каждые три дня, как положено по закону, а гораздо реже. Есть сайты, где представленные сведения за 2010 и за 2011 год. Бывает, информация дана только по одному или нескольким регионам из тех, где работает компания. Кроме того, у части компаний на сайте информации нет, даются только ссылки на сайт территориального фонда ОМС или на региональный портал госуслуг».

Тем не менее, в целом, по словам составителей рейтинга, можно сделать вывод о высокой информационной прозрачности сайтов страховых компаний, работающих в ОМС: они сделаны действительно для обычных людей, а не для проверяющих и чиновников. Но анализ сайтов не дает ответа на вопрос, как именно страховые компании работают с пациентом. «Такое ощущение, что выдали полис и забыли,  — считает Кочеткова. — По крайней мере до тех пор, пока пациент не обратится к ним с жалобой. Зачем же тогда нужна страховая компания?»

Надо быть активнее

«В работе страховых компаний заинтересованы прежде всего пациенты, — полагает президент Межрегионального Союза Медицинских Страховщиков Дмитрий Кузнецов. — Разумеется, медицинские работники не хотят, чтобы их контролировали. Госчиновникам тоже не нужна эта дополнительная работа: их зарплата не зависит от того, кого и как они проверяют и сколько нарушений выявляют. У пациента же должна быть возможность пожаловаться. Сейчас конкуренция между лечебными, страховыми медицинскими организациями в зачаточном состоянии, но ее механизм будет развиваться, страховые компании постараются привлечь к себе клиентов, поэтому будут быстрее реагировать на звонки и лучше помогать». Наиболее эффективна система здравоохранения в тех странах, где работают страховые компании. Там же, где медицину контролирует государство, население обычно недовольно ею, считает Кузнецов.

 «Страховые медицинские организации должны вести себя активнее,  — говорит Иван Печерей. — Надо показывать пациенту, что они в первую очередь защищают его интересы. Пока что такое ощущение, что они сосредоточены на получении максимального числа возможных штрафов с медицинских организаций, а не повышения числа застрахованных и качества услуг».

По словам Попович, статистика показывает, что подавляющее большинство обращений в страховые компании связано с получением полиса, и лишь 1–2% — это просьбы о помощи. «Для выдачи полисов можно было бы и почту нанять, вышло бы гораздо дешевле, — говорит она. — К тому же контролирующие и экспертные функции исполняет не только страховая компания, но и территориальный фонд ОМС, они дублируют друг друга». Страховые компании, по мнению Попович, минимизируют свой труд и активность и даже не напоминают пациенту о том, что у него есть возможность обратиться к ним за содействием. На хорошем сайте должна быть простым и понятным языком выстроена вся цепочка: что нужно сделать пациенту, в каких случаях куда звонить, даже среди ночи, что будет предпринимать компания на всех этапах, желательно с примерами, с картинками. Необходима возможность не только задать вопрос, но и проследить, как скоро будет ответ, кто конкретно занимается проблемой, каков телефон горячей линии. «Если такой информации нет, значит, компания вообще не заинтересована в пациенте», — считает Попович.

РИА Новости планирует продолжать изучение информационной прозрачности сайтов медицинских страховых организаций. Со временем, будем надеяться, на сайтах будет больше сведений о реальной помощи пациентам в сложных ситуациях.

 

Здоровье
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Как много мы, оказывается, не знаем! И как хорошо, что удалось помочь больной женщине!
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена