Эксперты о системе образования: сегодня учить "как тогда" уже нельзя

Современный мир быстро меняется, и готовность к переменам становится одним из ключевых параметров эффективного образования. Какие тенденции также сегодня выходят на первый план? Как будут развиваться школы и почему растет важность дошкольного образования? Об этом ведущие эксперты в области образования рассказали корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия Сегодня" в преддверии ежегодной научно-практической конференции "Тенденции развития образования — 2018".

Качество для всех

Главная тенденция образования в России и в мире сегодня — обеспечение качественного образования для всех, считает кандидат педагогических наук, декан факультета "Менеджмент в сфере образования" и руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

Cоветник губернатора Ямало-Ненецкого АО Ирина Сидорова
Эксперт: качество образования в регионах зависит от уровня педагогов
"Обеспечение качественного образования для всех предполагает доступность образования для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Но не только это. Прежде всего, это возможность для каждого учащегося приращивать знания и совершенствовать умения, даже если он очень отстал от сверстников, или наоборот, сильно их опередил", — рассказала она.

Чтобы достичь этой цели, российским педагогам надо научиться формулировать образовательные стандарты как иерархию уровней их освоения и измерять прогресс учеников при переходе от одного уровня к другому, отметила эксперт.

На глобальном уровне эта тенденция проявляется в переходе от Целей развития тысячелетия ("обеспечить всеобщее начальное образование") в сторону Целей устойчивого развития ("обеспечить качественное образование"), считает эксперт Всемирного банка в области реформирования и оценки качества образования, профессор Педагогического колледжа (Великобритания) Дэвид Хоккер.

Обеспечение качественного образования и возможности самореализации учащимся, попавшим в неблагополучные жизненные обстоятельства, — одно из постоянных направлений работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 

"Сотрудники ОЭСР оценивают способность учащихся преодолевать трудности, насколько дети из неблагополучных семей в разных странах способны достигать тех же результатов, что и дети, которым больше повезло в жизни", — рассказал эксперт.

Нужно ли давать больше денег отстающим?

Подобные исследования в развитых странах приводят к реализации проектов по помощи школам в бедных районах; помощь оказывается за счет обеспечения хорошими учителями и дополнительными ресурсами, сообщил Дэвид Хоккер.

Эту практику следовало бы применить и в России, считает Елена Ленская. 

"Надо, наконец, не на словах, а на деле поддержать школы, работающие в сложных условиях, предоставив им финансовую помощь. Мы все еще в плену ложного представления о том, что дать дополнительное финансирование школам, показывающим низкие результаты, — значит наградить их за плохое качество работы. Это не так. Для любого серьезного шага вперед нужны ресурсы", — рассказала она. 

В недавнем исследовании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA-2015) на первое место среди европейских стран по естественнонаучной грамотности школьников вышла Эстония. 

"Одна из причин успеха этой страны — адресная финансовая помощь школам со сложным контингентом или находящимся в неблагоприятных условиях. Да, Эстония — небольшая страна, но почему бы и нам не попробовать провести такой эксперимент в какой-нибудь одной российской области?" — спрашивает эксперт.

Дети играют в настольные игры
Как выбрать детский сад: что важно знать родителям
Елена Ленская также отметила, что неравенство в доступе к образованию возникает гораздо раньше, чем ребенок поступает в школу, и часто проблемы, возникшие в раннем детстве, очень сложно преодолеть в школе. Поэтому сегодня особенно важное значение приобретает дошкольное образование.

"Недостаточно просто увеличить охват детей дошкольными учреждениями. Надо сделать так, чтобы в детских садах работали высококвалифицированные педагоги, понимающие ценность дошкольного детства, чтобы они умели наблюдать детей, и чтобы дети росли в обстановке уважения и заботы друг о друге", — подчеркнула она.

Важность обновления

Еще одна важная тенденция современного образования — непрерывное обновление учебного плана, считает Дэвид Хоккер.

 "Это обновление вызвано глубокими социальными и экономическими изменениями и проходит с упором на навыки широкого применения (умение учиться, способность к быстрой адаптации, понимание разных культур, осведомленность о новых технологиях, личная безопасность)", — пояснил эксперт.

Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Архивное фото
Матвиенко считает, что России нужна модернизация школьного образования
По его словам, работа по модернизации обучения не всегда идет успешно, так как образовательные системы зачастую консервативны и с трудом поддаются реформированию.

Проблема излишнего консерватизма, препятствующего развитию образования, характерна и в России, отметила Елена Ленская.

"Часто слышишь: "Верните советскую школу, там хорошо и качественно учили". Но сегодня учить "как тогда" уже нельзя. Тогда не было такой лавины информации и мнимой легкости ее поиска, не было виртуальной среды, вещей, рассчитанных короткий срок службы. Таких масштабных и быстрых перемен человечество еще не знало. Поэтому рецепты из прошлого не подойдут. Нужно учить тому, что называют навыками двадцать первого века. В двадцатый век уже не вернуться", — подчеркнула она.

Доступность и свобода выбора

В качестве еще одного тренда эксперты назвали маркетизацию образования – возможность выбора школы и образовательной траектории учащимися и их родителями.

"Во многих развивающихся странах эта тенденция проявляется в виде роста недорогого и качественного частного образования как альтернативы государственной системе", — сообщил эксперт.

В некоторых развитых странах (таких как США, Англия и Швеция) развитие независимых сетей школ стало сознательным политическим решением правительства для повышения стандартов и привлечения частных инвестиций в систему образования, и часто сопровождается лозунгами о расширении возможностей для неблагополучных слоев населения, добавил он.

© Fotolia / Oksana KuzminaУрок в школе
Урок в школе
Если в образовании нет возможности выбора в широком смысле, то нет и ресурса свободы, самого важного для жизни в 21 веке, считает Елена Ленская 

"Мы по-прежнему рвемся облегчить жизнь детям, так, как мы это понимаем. Нам кажется, что если во всех школах учебники будут одинаковыми, то ребенку будет легче — не придется переходить с одного учебника на другой. Но это значит еще, что ребенок будет осваивать не содержание предмета, а представление об этом содержании автора учебника. Ограничив выбор, мы лишаем ребенка возможности развивать информационную компетентность, отличать истину от лжи", — подчеркнула она. 

Педагог нового типа

В заключение эксперты отметили еще один приоритет современного образования – подготовку педагогов для качественной работы в условиях меняющегося мира.

"Усилия по привлечению к преподаванию более способных учителей и повышению качества их подготовки и квалификации предпринимаются во всем мире. И здесь все больше внимания уделяется соревновательности и лидерству", — рассказал Дэвид Хоккер.

Эксперт добавил, что большое значение приобретает профессиональное сотрудничество педагогов внутри школ и между школами для повышения качества работы. 

На уроке в школе
Эксперт: наиболее важный ресурс в образовании не финансовый, а человеческий
"К сотрудничеству учителей подталкивает продуманное использование результатов исследований, направленных на развитие и поддержание учительской профессии, а также укрепление связей внутри преподавательского сообщества, благодаря социальным сетям", — отметил Дэвид Хоккер.

Современное педагогическое образование нуждается в переосмыслении роли учителя, добавила Елена Ленская.

"Учитель должен быть не "транслятором знаний", а помощником в их приобретении. Не "судьей праведным", наказывающим детей за ошибки, а наставником, понимающим, что ошибки и есть главный ресурс в приобретении знаний, что их надо не бояться, а уметь использовать в обучении, а иногда и не замечать, если они не мешают пониманию", — пояснила она.

Эксперт отметила, что российское педагогическое образование обновляется очень медленно. 

"Главное, что требует изменений, — это форма общения преподавателя педагогического вуза со студентами. Надо сделать так, чтобы учащиеся могли учиться быть педагогами, наблюдая за преподавателями", — заключила она. 

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена