Эксперт: даже пятилетний человек имеет право на самоопределение

Профстандарт учителя: новые возможности роста (43)
© Fotolia / Petro FeketaДети играют в настольные игрыДети играют в настольные игры

О новых возможностях и требованиях, заложенных в профессиональный стандарт педагога и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, корреспонденту "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" рассказала победитель конкурса "Педагог года Москвы-2016" в номинации "Воспитатель года", воспитатель дошкольного отделения ГБОУ "Школа № 283" г. Москвы Юлия Новоселова.

– Юлия Галимжановна, почему возникла необходимость включить в профессиональный стандарт педагога две категории педагогических работников – "воспитатель" и "учитель"?

– Прежде всего отмечу, что у разработчиков документа не было задачи объединить или тем более уравнять представителей этих профессий. Это не означает, однако, что они существуют отдельно друг от друга. Самое главное, пожалуй, что их связывает, это те уровни квалификации и требования, которые должны предъявляться к педагогу. 

При этом компетенции, предлагаемые к освоению воспитателем, не могут иметь крен в "преподавательскую сторону". Это лишь одно из замечаний, прозвучавших в ходе их общественного профессионального обсуждения. Опасения воспитателей понятны: очень важно, чтобы специалист, занимающийся воспитанием, мог опереться на закон, учитывающий в полной мере специфику его работы. Как и самой системы дошкольного образования. 

– Означает ли это, что до сих пор "воспитатель детского сада", как профессия, оставался вне закона?

Кадр из фильма Детсадовский полицейский(1990)
Эксперт: в роли воспитателя детсада Шварценеггер мне ближе, чем Проханов
– Как вам сказать? С одной стороны, давным-давно сформулированы требования к квалификации воспитателя (в том числе старшего). Достаточно открыть Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, чтобы в этом убедиться. С другой стороны, само дошкольное образование вплоть до 2012 года не являлось у нас самостоятельным уровнем образования.

В глазах государства воспитатель был все это время, я бы сказала, недопедагог. Хотя имел среднее специальное образование. Требование же о том, чтобы он обладал высшим профильным образованием, отсутствовало. Чтобы осуществлять эту работу, достаточно было завершить педагогический колледж или училище. 

– Что же в итоге? Какие требования предъявляются сегодня к представителям этой профессии? 

– Берем в руки закон "Об образовании в Российской Федерации". Читаем: "Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми". Даже в платежных документах, которые выдаются родителям, четко прописано, что плата взимается за "присмотр и уход". В связи с этим создается впечатление, что весь набор требований к воспитателю сводится именно к этим двум пунктам. Но поскольку принятый в 2012 году федеральный закон об образовании закрепил дошкольное звено в качестве ступени общего образования, право на которое гарантируется государством, то и требования к педагогам этой ступени тоже должны были измениться.  

Таким образом в профессиональном стандарте и появился "воспитатель", основная задача которого, согласно ФГОС дошкольного образования, создавать условия для развития ребенка. И это опорное в стандарте понятие – "условия". Стратегически важное для воспитателя и охранительное по отношению к дошкольному периоду развития ребенка в целом. 

На мой взгляд, акцент на "создание условий" является оптимальным решением вопроса о качестве работы дошкольной организации, предотвращая многие конфликты и недоразумения в ее отношениях с внешним миром.     

А что есть эти самые условия? Предметно-пространственная образовательная среда, окружающая воспитанника? Безусловно, она должна быть и насыщенной, и мотивирующей. Затем коммуникация детей между собой. Уровень их культуры, умение и в отсутствии взрослого управлять эмоциями, ладить с товарищами. 

Но возглавляет список условий все же педагог. Его личность, профессионализм, стиль взаимодействия с младшими и делают всю эту среду образовательной. 

– На ваш взгляд, кому новый стандарт предоставляет больше возможностей для самораскрытия – взрослому или ребенку?

– ФГОС кардинально трансформировал систему ценностей внутри дошкольного сообщества. Интересы и право на самоопределение малыша выдвинуты в центр содержательного наполнения стандарта дошкольного образования. Раньше как было? "Я субъект, ты объект – начинаю вливать в тебя знания!". Теперь запрос исходит от ребенка, он "субъект". А их в группе не меньше, чем двадцать пять.  

Профессионализм педагога в том и состоит, чтобы не ущемить право подопечного на выбор, на собственный эксперимент. Если сказать иначе – оставаясь старшим, тем не менее не пользоваться этим, заставляя группу по команде петь, "хором" исследовать объекты, заучивать стихи. Уважать право каждого осваивать образовательный материал в своем темпе и ракурсе.   

Этому надо учиться. Ориентиры такого повышения квалификации для педагога и обозначает ФГОС дошкольного образования. Многие называют его стандартом развития. И по праву: потому как невозможно (говорю о воспитателе) создавать условия для развивающегося ребенка, а самому при этом ничего не узнавать, оставаться просто "добрым старшим другом" и "хорошим человеком".

– Исследователи "Высшей школы экономики" уверяют, что современные дети пяти-шести лет уже не хотят ходить в школу. Их осведомленность в этой теме превышает нашу в их возрасте. Ментальность детей изменилась? А закон предписывает готовить из них первоклассников. Нет ли тут противоречия?

– Нет, закон "Об образовании в РФ" определяет цель дошкольного образования иначе. Оно направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных качеств детей. Речь идет об их разностороннем развитии, но с акцентом на достижение "уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования".  

Профильный ФГОС дошкольного образования в свою очередь делает фокус на поддержку разнообразия детства, сохранение его самоценности.

Домашнее обучение. Архивное фото
"Хотела учить сама — не вышло". Что родители не скажут о домашнем обучении
Безусловно, современные дети более информированы о том, что ожидает их после выпускного вечера в дошкольной организации. В условиях московского образовательного комплекса самые старшие из них уже хорошо знакомы со зданием начальной школы, ее педагогами. Воспитанники подготовительных групп осознанно включаются в выбор будущего учителя, являясь активными участниками образовательных отношений. 

Отсутствие же у детей пяти-шести лет желания сесть за парту, на мой взгляд, объясняется их возрастом и не менее важной тягой к игре во всех ее формах и проявлениях. Потребностью в живой коммуникации. Поэтому и переход к следующему уровню образования должен осуществляться в гармонии с индивидуальными задатками ребенка, который в этом возрасте еще, совершенно однозначно, не наигрался. 

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена