Болотов: качество образования нужно оценивать независимо от органов власти

© Фото : ГУ-ВШЭВиктор БолотовВиктор Болотов

Система независимой оценки качества оказания услуг в социальной сфере начала формироваться в России в 2013 году. Она призвана дополнить разные формы государственного надзора и контроля. Однако, как рассказали участники Госсовета при президенте РФ, который прошел 4 мая, на сегодняшний день эта система не заработала в необходимой мере. О том, что препятствует развитию независимой оценки качества, специальному корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" Анне Курской рассказал президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, как развивается сегодня независимая оценка качества образования в России?

— Идея создания независимой оценки качества образования в нашей стране высказывалась очень давно, некоторые упоминания о ней есть и в Законе об образовании. В области высшего образования эта идея начала развиваться с момента создания Ассоциации инженерного образования, которая стала проводить независимую оценку качества инженерных программ. Но в отношении учреждений общего и дошкольного образования такая работа не велась, она началась лишь несколько лет назад. На мой взгляд, с самого начала при ее проведении были допущены некоторые методологические ошибки, о которых говорили и участники Госсовета 4 мая.

- О каких ошибках идет речь?

— Первая ошибка состоит в том, что общественный орган, который занимается независимой оценкой качества образования, как правило, утверждается органом исполнительной власти, который курирует соответствующую сферу. Но, побойтесь Бога, если министерство утверждает орган, который занимается независимой оценкой, то в чем же тогда независимость? В него всегда можно включить "своих" людей. Об этом, кстати, говорили и на Госсовете: сегодня в состав управляющих общественных организаций входит масса чиновников, которых там не должно быть.

Вторая ошибка: несмотря на большое число рекомендаций по этому поводу, идеология проведения независимой оценки не была проработана, операциональные технологии не были доведены до уровня "делай раз – делай два – делай три". И поэтому сегодня каждый занимается оценкой "кто во что горазд".

- Есть и третья проблема независимой оценки?

— Да, и тоже очень серьезная. Она связана с кадровой, квалификационной и финансовой поддержкой, и, на мой взгляд, до сих пор не решена. К примеру, можно провести минимальную независимую оценку качества образования, если воспользоваться общедоступными данными с сайта Росстата или с сайтов образовательных учреждений и интерпретировать их по той или иной методологии. Но даже такая работа с независимой интерпретацией общедоступных данных нуждается в деньгах и в экспертах, которые умеют ее выполнять.

- А если потребуется дополнительная работа?

– Да, нередко независимая оценка качества требует не только работы с открытыми данными, но и, например, проведения социологических опросов, например, опросов удовлетворенности родителей, да и старшие подростки уже могут сказать свое мнение. А правильно организованные социологические опросы требуют большого труда и значительных денежных вложений. Еще одна проблема – кто будет проводить независимую оценку, какая организация?

- Как этот вопрос решался до сих пор?

— По формальным сюжетам объявлялся конкурс на проведение работ по оценке. Ну, а кто обычно побеждает в конкурсах? Тот участник, который согласен выполнить работу за меньшую цену. То есть, ни методология исследования, ни кадровый потенциал организации в подобных случаях не оцениваются, поэтому и результаты исследований оказываются достаточно пустыми.

- Ну, допустим, независимую оценку как-то провели. А что потом? Готовятся ли по ее итогам рекомендации образовательным организациям?

— Это тоже очень серьезная проблема, и ее также обсуждали на Госсовете. Я бы делил экспертные рекомендации на две части. Часть рекомендаций должна быть адресована учредителям: если в школе протекает крыша, то это проблема не директора школы, а учредителя. А вот если в школе учителя не ходят на уроки – это проблема директора. Что касается рекомендаций руководителям образовательных организаций и органам управления образованием, то они не должны готовиться с целью кого-то наказать. Увы, как только при независимой оценке начнут приниматься решения, соответствует или не соответствует тот или иной руководитель своей должности, на следующий день все результаты станут блестящими.

- Значит ли это, что неверна сама идея независимой оценки качества?

— Нет, идея как раз абсолютно верная. Но оценку надо убирать подальше от органов управления образованием. Хорошо, если ей займется Общероссийский народный фронт (ОНФ) в сотрудничестве с профессиональными экспертами. Кроме того, существуют готовые структуры, которые обладают высоким кадровым, прежде всего, интеллектуальным потенциалом.

Кроме того, нужно обучать людей интерпретировать результаты. Это один из самых больших и тяжелых вопросов не только независимой, но и государственной оценки качества образования. К примеру, провели мониторинг эффективности вузов. А как его превратить не в средство наказания, а в основу для проектирования следующего шага развития, в основу для улучшения? Что нужно для этого сделать?

- Как можно измерить или оценить уровень компетентности независимых операторов оценки качества?

— Должна проводиться их сертификация, а для этого должна существовать соответствующая процедура. У организации, которая претендует на проведение работ по оценке качества, должно быть соответствующее техническое задание. Надо учитывать, какую методологию использует эта организация, какую технологию, какие у нее есть кадры, какой опыт. При этом оператор оценки качества может находиться как в Москве, так и в любом регионе, поскольку подавляющую часть работы можно делать дистанционно. Изучив всю эту информацию, можно было бы давать оценщикам необходимую сертификацию. А вырабатывать критерии для допуска организации к независимой оценке — это задача государства.

- Какие основные препятствия нужно устранить, чтобы система независимой оценки наконец заработала?

— Во-первых, необходимо уйти от конфликта интересов, когда заинтересованные организации занимаются "независимой" оценкой. Во-вторых, надо начинать выделять на ту работу деньги, достаточные для того, чтобы нанимать квалифицированных экспертов для интерпретации результатов оценки и для проведения социологического опроса. И, в-третьих, необходимо создать набор грамотных операторов.

Образование
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена