Ездов: знание методов инклюзии помогает учителю лучше обучать весь класс

© Fotolia / Firma VШкольник с ограниченными возможностямиШкольник с ограниченными возможностями

Методы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня стали одним из наиболее актуальных направлений повышения квалификации педагогов. Этой теме будет посвящен ряд мероприятий в рамках Московского международного салона образования-2017 (ММСО), который пройдет в Москве с 12 по 15 апреля. О новых вызовах, которые инклюзия поставила перед учителями, и о возможностях обмена опытом корреспонденту РИА Новости рассказал директор школы №1788 города Москвы, куратор программы повышения квалификации для педагогов на ММСО Александр Ездов.

- Александр Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о Ваших планах по участию в Московском международном салоне образования?

— Я уже третий год организую одну из секций Салона (они называются там кластерами), которая называется "Инклюзия". Там собираются люди, которым не безразлично обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь, это учителя-практики и директора школ, которые хотят освоить эффективные методы обучения таких детей.

Вторая категория наших участников – это политики или чиновники в сфере образования, готовые что-то менять в нормативных документах, предлагать какие-то региональные программы, чтобы этим дети смогли легче и лучше обучаться.

Третья категория – родители. В дни работы Салона они могут узнать, какие есть программы, нормативные документы и методические разработки в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, какими они обладают правами, в какие образовательные организации могут обратиться. Они могут познакомиться со специалистами, послушать их выступления и понять, что подходит для их ребенка.

- Можете ли Вы оценить результаты работы кластера "Инклюзия" за три года?

— Все это время мы придерживаемся единой стратегии — собираем лучшие практики, чтобы педагоги могли обмениваться опытом. Мы не делаем каких-то серьезных научных обобщений, не выдвигаем новых гипотез. Мы лишь помогаем учителям, которые будут работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, узнать, что нового было сделано за год, какие появились идеи, педагогические и информационные технологии, объекты развивающей и учебной среды, и что можно было бы использовать для работы.

Главный результат нашей работы – возникло сообщество педагогов. В прошлом году, например, наши мероприятия проходили в зале, рассчитанном на 50 человек, и ни на одном из них в зале не было свободных мест. Обычно еще человек 20-25 стояли в проходах. В зале возникала атмосфера, очень способствующая тому, чтобы педагоги делились опытом и непосредственно реагировали на происходящее: "Вот об этом я еще не слышал", "Смотри-ка, здорово они это придумали", "А мы делаем так же".

В этом году, для того, чтобы педагоги могли приобрести еще больше опыта, в дни работы Салона в зале "Инклюзия" Минобрнауки представит в докладах все разработки, которые были сделаны в прошлом году за деньги министерства, причем очень конкретно: "Мы разработали такую-то программу, она доступна для скачивания на таком-то сайте". "Мы подготовили методический материал, мы с ним работали так-то, его можно можно скачать вот здесь". То есть участники мероприятия смогут сразу же начать применять новейшие разработки Минобрнауки на практике.

Еще одно нововведение Салона этого года — выступления академиков Российской академии образования с публичными лекциями. Инклюзивному образованию посвятят свои выступления ученые, давно работающие с этой проблемой — первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин, директор Института коррекционной педагогики Николай Малофеев и ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов. Мне кажется, их выступления также будут очень полезны учителям и родителям.

- Сколько педагогов вовлечено в обмен опытом по развитию и применению методик инклюзивного образования?

— К сожалению, я не могу назвать точную цифрой, но могу сказать, что эта тема очень востребована. Три года назад, когда мы первый раз проводили на Салоне наши мероприятия, посвященные инклюзивному образованию, у нас было ощущение, что эта тема очень узкая, и к нам придут только те специалисты, которые и без нас давно знают друг друга и часто общаются на различных совещаниях. Нам казалось, что мы будем и дальше вариться в собственном соку и обсуждать наши специфические проблемы в закрытом сообществе.

Но прошлогодний Салон показал, что тема инклюзии супервостребована и важна, и многие готовы в нее включаться. Закон об образовании и Федеральный образовательный стандарт для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, вступивший в силу с 1 сентября, сильно эту тему актуализировали. Многие учителя поняли, что обучение таких детей — это уже не проблема только коррекционной школы, это коснется их непосредственно, и им есть, чему поучиться. Из-за этого востребованность темы сильно возросла. Что государство могло сделать для этих детей – оно уже сделало. Теперь задача широкого профессионального сообщества — сделать так, чтобы этим детям было лучше жить, чтобы они поняли, что у них тоже есть права.

- Темой Салона-2017 стала "новая экосистема образования". Может ли такая экосистема существовать в инклюзивном образовании?

— Как и в любой экосистеме, в инклюзивном образовании все должно происходить гармонично. Мне кажется, активное вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовое обучение дисгармонии не добавляет. Наоборот, когда особый ребенок пришел в обычный класс, он чувствует, что может заниматься вместе со всеми, при этом и его класс обогащается новыми педагогическими практиками. Необходимо лишь, чтобы учитель понял, что особого ребенка нужно учить, в некотором смысле, индивидуально, когда тот находится в классе.

Фактически, в этой ситуации учитель учится работать с моделью индивидуализации образования, которую затем он может переносить и на остальных детей в классе, потому что к каждому ребенку нужен свой подход. Одному нужно много рассказывать, а другому лучше дать что-то посмотреть, он лучше воспринимает визуальную информацию. Третьему нужно дать источник информации, и он сам все найдет и поймет. А четвертый лучше понимает предмет, когда сам объясняет его другим. И так далее. То есть когда учитель начинает думать, как лучше обучить одного ребенка в классе, потом начинает лучше учить и всех остальных. Инклюзивные педагогические методики работают на весь класс.

Кроме этого, ученики тоже понимают, что особому ребенку нужна помощь, и они могут ее оказать. В этот момент они приобретают очень важные общегуманистические жизненные навыки: "Я могу быть полезным. Я могу прямо сейчас кому-то помочь". Это совсем не то, что: "Я маленький, с меня хватит и того, что я однажды перевел бабушку через дорогу". В ситуации инклюзии возникает уже не игра в помощь, а реальная помощь. Ребенок видит результат своей деятельности – он что-то объяснил однокласснику или помог ему, поддержал его кресло или проводил, и так далее. Мне кажется, это очень важно.

- Считаете ли Вы, что возможности инклюзии безграничны?

— Конечно, нет. Я ни в коем случае не хочу сказать, что инклюзия – это панацея от всех бед, что всех особых детей нужно учить в инклюзивной модели, и по-другому невозможно. Нет, конечно, все ситуации разные, и некоторые — очень сложные. Существующая с советских времен в России система коррекционного образования в спецшколах продолжает работать, и она очень эффективна. Но то, что сейчас развивается и применяется и другая модель – мне кажется, очень важно и здорово. Тогда у ребенка и у родителя возникает возможность выбора наилучшего способа обучения.

Московский международный салон образования (ММСО) – главное мероприятие в сфере образования России, организуемое Министерством образования и науки Российской Федерации. Московский международный салон образования – это не только открытый форум, но и самая масштабная в России выставка новых образовательных услуг, технологий и инновационных проектов, а также крупная профориентационная площадка. В 2017 году Салон пройдет в четвертый раз: запланировано 500 мероприятий программы с участием более 1000 спикеров.

 

Образование
Комментарии
1 пользователь оставил 1 комментарий
Проговорились все-таки. Под детьми с "ограниченными возможностями здоровья", понимают, в том числе, и "коррекционников"! То есть, детей с "ограниченными возможностями" ума или асоциальным поведением.
Какую же цель ставит "инклюзивное" образование? Затормозить развитие других детей или тупо сэкономить на школах для "коррекции"?
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена