Руаран: самое важное в образовании сегодня – научить человека учиться

Ребенок с книгами
В чем состоят задачи современного гуманитарного образования, и как эти задачи решаются сегодня во Франции? Об этом в преддверии Московского международного салона образования, который пройдет с 13 по 16 апреля, рассказал почетный гость мероприятия, генеральный секретарь Лиги образования Франции Жан-Марк Руаран.

Французская система образования, как и российская, в последние годы подверглась реформированию, направленному на интеграцию новых образовательных технологий. В чем состоят задачи современного гуманитарного образования, и как эти задачи решаются сегодня во Франции? Об этом в преддверии Московского международного салона образования, который пройдет с 13 по 16 апреля, корреспонденту РИА Новости рассказал почетный гость мероприятия, генеральный секретарь Лиги образования Франции Жан-Марк Руаран.

- Господин Руаран, что вы знаете о состоянии российской системы образования?

— Лично я заметил, что все меньше и меньше людей в России учат французский язык. Английский берет верх. Но это, конечно, не самое страшное; со слов русских коллег, есть и более серьезные проблемы. Например, закрываются маленькие хорошие школы, их объединяют в более крупные учебные образования. С педагогической точки зрения это печальное изменение: учителям не хватает времени и возможности для внимательного общения с учениками.

Вторая сложность — это программа. Знакомые учителя обеспокоены тем, что теперь включают в обязательную программу, а что из нее убрали. Во Франции у нас те же проблемы. Наши реформаторы, к примеру, считают, что учить в школе латынь ни к чему. Хотя латынь необходима для интеллектуального развития ребенка и понимания основ. Но это чиновников не убеждает.

- Как Вы считаете, для чего необходимо поддерживать и развивать гуманитарное образование?

— Самое важное в образовательной практике XXI века — научить человека учиться. Не загружать ученика огромным багажом знаний, не заставлять его заучивать большие объемы информации, но развить в нем способность к самообучению и умение ориентироваться в разных проблемах. И именно гуманитарное знание незаменимо для развития таких интеллектуальных способностей.

- Во Франции четыре года назад началась реформа образования. Есть ли у французских педагогов возможность влиять на ход реформ?

— Лига образования, которую я возглавляю, — это очень старая и влиятельная организация. Нам 150 лет, члены лиги присутствуют в любом педагогическом коллективе Франции. На многочисленных встречах, круглых столах и конференциях у нас есть возможность обсудить и поспорить с чиновниками о том, как проходят реформы и потихоньку добиваться своих целей. Мы хорошие ребята, но если нас разозлить — мы можем за себя постоять. Десять лет назад я вывел на улицу миллион человек, несогласных с действиями правительства. Впрочем, мы не революционеры, наш главный метод воздействия — разговор.

- На первый план российской образовательной реформы вышла рентабельность школ и вузов. Как Вы относитесь к такому подходу?

—  И во Франции та же история! Доминирование финансовых показателей в образовании — это ужасно. Образование — это не трата, а инвестиция. Образовательная задача государства  — не только вырастить будущих работников, но вырастить граждан. К примеру, сейчас в образовательных технологиях происходит настоящая революция. И просто необходимо, чтобы в школах было все современное оборудование. Конечно, это стоит больших денег, но мы убеждены, что правительство должно взять на себя эти расходы.

Нам не нужно, чтобы мистер "Гугл", мистер "Майкрософт" или мистер "Эппл" оборудовали на свое усмотрение французские школы. Если они хотят помочь — прекрасно. Но они же не педагоги, а бизнесмены. Не им решать, как оборудовать наши школы. Обязанность и ответственность французского правительства — поставить нужное оборудование и контролировать его, сохраняя независимость от бизнеса.

В последнее время место французских школ в Международном рейтинге образования PISA стало снижаться, хотя прежде мы всегда занимали верхние строчки. Французские учителя получают меньше, чем остальные специалисты. Учитель — это сложнейшая и важнейшая работа, которую у нас не уважают, не ценят и не оплачивают по достоинству. Насколько я знаю, в России то же самое. В апреле мы приедем на Московский салон образования и сможем обсудить ситуацию, которая складывается с российским и французским образованием. У нас много похожих проблем, и я думаю, что вместе нам будет проще с ними справляться.

Образование
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • Золотые слова:
    "Нам не нужно, чтобы мистер "Гугл", мистер "Майкрософт" или мистер "Эппл" оборудовали на свое усмотрение французские школы. Если они хотят помочь — прекрасно. Но они же не педагоги, а бизнесмены. Не им решать, как оборудовать наши школы. Обязанность и ответственность французского правительства — поставить нужное оборудование и контролировать его, сохраняя независимость от бизнеса."
    Нашим образованцам эти слова, да в мозг через уши...
    А что касаемо "учить учиться", так это не новость. Этим навыком почти безупречно владела наша отечественная школа. Но беда в том, что глагол "владела" теперь можно использовать только в прошедшем времени.
    12:50
    28.03.2016
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.