Эксперт: учителя профессионально "выгорают" после десяти лет работы

Преподаватель ведет занятие в классе
Как выглядит система обучения учителей в Англии, в чем ее преимущества и недостатки по сравнению с институтами повышения квалификации педагогов в России? Об этом и многом другом корреспонденту РИА Новости рассказала профессор Рут Макгинити.

В связи с проведением тринадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования" корреспондент РИА Новости поговорил с профессором Манчестерского университета (Великобритания), доктором Рут Макгинити. Видный специалист в области образовательной политики, доктор Макгинити рассказала, как выглядит система обучения учителей в Англии, в чем ее преимущества и недостатки по сравнению с институтами повышения квалификации педагогов в России.

– Расскажите о своих впечатлениях от конференции "Тенденции развития образования"…

– Несмотря на множество различий в подходах к подготовке наших и российских учителей, я нахожу, что проблемы все-таки общие. И задача – обеспечить качество и полезность профессионального развития для педагогов.

– Обращаясь к российским участникам нынешней конференции, сэр Майкл Барбер предложил сосредоточить основную часть работы структур повышения учительской квалификации непосредственно в школе. Он добавил, что в Британии эта модель вполне прижилась. Что Вы об этом думаете?

– Действительно, у нас на базе многих школ существуют курсы и программы для учителя, нацеленные на овладение прежде всего практическими "навыками выживания", как выразился Майкл. Однако немало теоретических и методических разработок, программ повышения компетенции учителя накоплено в стенах университетов, специализированных центров подготовки преподавателей. Поэтому разговор в плоскости "либо – либо", то есть либо университеты, либо школы, кажется мне бессмысленным. Я полагаю, что нельзя найти один-единственный шаблон для всех, пробовать нужно и то, и другое, и смотреть, что получается, а что не работает, чтобы переносить действительно полезное на ту или иную почву. Я считаю, что в идеале в рамках системы профессионального развития учителей должно быть налажено сотрудничество разных организаций: школ, университетов, частных компаний. Именно общими усилиями всех участников этого процесса мы сможем обеспечить результат, удовлетворяющий и общество, и школу.

– На конференции звучала мысль о том, что для российского педагога повышение квалификации это во многих случаях не право, а обязанность. Насколько актуален этот тренд для Вашей страны?

– Несмотря на то, что в Англии выстроена система профессионального развития преподавателей, весьма отличная от российской, в главном мы все-таки совпадаем. Требование регулярного повышения квалификации является обязательным и для наших учителей. При этом все чаще слышны голоса преподавателей, которые говорят, что не желают учиться для галочки, тратить свое время и деньги совершенно непонятным образом. Они предлагают собственные версии программ, полезных для учителя. Главное, считают они, чтобы эти программы не спускались сверху, а формировались снизу. В общем, проблемы у учителей двух стран похожи, а значит и решения могут быть найдены сообща.

– В каждом российском регионе есть ведущий оператор профессионального образования учителя. Это, как правило, крупный профильный вуз, академия или центр подготовки (повышения квалификации) педагогов. А как выглядит система "обучения учителей" в Англии?

– В отличие от вашей страны, в Англии много частных провайдеров, которые наравне с университетами и другими институтами образования организуют курсы профессионального развития учителей. Например, старейшая мировая компания "Пирсон", где работает советником по образованию Майкл Барбер. Замечу, что система профессионального роста учителя в Англии это очень динамичный, насыщенный рынок. Одна моя коллега в  результате специального исследования насчитала порядка 90 моделей школ в Британии – таков масштаб разнообразия, а следовательно и диапазон учительских запросов.

Однако остаются и проблемы с качеством подготовки кадров, потому что эти процессы у нас не регулируются государством так же строго, как у вас. Дело в том, что в Англии школы располагают автономией, позволяющей им решать, какие курсы будут проходить преподаватели. В результате иногда и возникают перекосы в качестве, которые вызывают недовольство педагогов.

– У вас очень гибкая, разнообразная система подготовки учителей, а у нас наоборот, достаточно стабильная, традиционная. Мы двигаемся в вашу сторону, хотя прекрасно понимаем, что и у вас не все так просто и безоблачно. Вас это не смущает?

– Нет, это обычная история, возникающая всякий раз, когда речь заходит о реформах в сфере образования. Что-то лучше у нас, а что-то можно позаимствовать у вас. Поэтому я и призываю сторониться крайностей при решении столь важных вопросов. Не знаю, как в России, а у нас, согласно самой свежей статистике, 40% учителей уходят из школы после десяти лет работы. Вот главная проблема. Учителя профессионально выгорают. Почему это происходит? Думаю, нужно принимать во внимание более широкий контекст. Работа английского учителя очень и очень зарегулирована. Каждая галочка обязана стоять в своей графе, он постоянно должен находиться в стойке смирно перед государством, у него нет автономии, его воспринимают как исполнителя предписаний, поступающих сверху. Этот контроль постоянно дает о себе знать при всех администрациях, при Маргарет Тэтчер, при Тони Блэре.

По сути, власти декларируют принцип автономии учителя, невмешательства в школьные дела. А по факту точечное микрорегулирование в этой сфере продолжается лет уже 30. Вот от чего учитель устает больше всего. И неслучайно на московской конференции велась речь о том, что профессиональное развитие должно быть релевантным, то есть адекватным запросу преподавателя, его потребностям, и иметь высокое качество.

Вопрос "Чему и как учить учителя?" стал темой тринадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования" этого года. Конференцию проводила Московская высшая школа социальных и экономических наук совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, при участии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Московского городского педагогического университета и издательской фирмы "Сентябрь".

Генеральный информационный партнер конференции – проект "Социальный навигатор'' МИА ''Россия сегодня''.

Образование
Обсуждение
2 пользователя оставили 2 комментария
  • Великолепно! Выгорают через 10 лет. Да Бог с ним, с выгоранием. Вы объясните, почему, производя такой же по качеству "продукт" (а иногда и лучшего качества), наши учителя получают за свой труд меньше их английских коллег? Если у нас капитализм, иначе говоря, рынок, то за продукт одинакового качества и должно получать одинаковые деньги. Или у нас "капитализьм" с эдаким "сицилистическим" уклоном?
    15:40
    25.02.2016
  • "У них" половина учителей уходит после 10 лет работы. Пусть позаимствуют русский опыт - учительскую пенсию получать после 25-ти лет преподавания! В Калифорнии Шварценегер увеличил стаж, необходимый для минимальной учительской пенсии, с 2-х до 5-ти лет.
    Нечестно сравнивать английских и российских учителей при такой большой разнице зарплат и оглушительной разнице пенсий.
    В западных университетах (как и в Пекинских, кстати) преподаватель раз в пять лет получает годовой отпуск для научной работы в течение которого нужно опубликовать какую-то статью в солидном журнале. МОН тратит миллиарды на "вхождение в международные рейтинги", но на отпуски преподавателям (т. е. на защиту от "выгорания" о котором идет речь) денег нет.
    16:13
    25.02.2016

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.