Духанина: для родителей главное, чтобы ребенок учился рядом с домом

Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ Любовь Духанина
Качественное образование входит в число ведущих ценностей россиян, отмечают социологи. Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ Любовь Духанина рассказала об итогах исследования, проведенного Центром "Национальные ресурсы образования".

Качественное образование входит в число ведущих ценностей россиян, отмечают социологи. Чего ждут от детского сада, школы, колледжа, вуза современные российские родители, проживающие в разных регионах нашей страны, и чем руководствуются при выборе образовательной организации? Об итогах исследования на эту тему, проведенного Центром "Национальные ресурсы образования", корреспонденту РИА Новости рассказала председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ Любовь Духанина.

- Любовь Николаевна, как возникла идея проведения подобного исследования?

— Родители очень часто говорят о том, что их задача – "поставить своего ребенка на ноги". Но каждый под этим подразумевает что-то свое. В январе исследовательский центр Superjob.ru провел исследование, в котором пытался разобраться, что это значит для наших граждан. Оказалось, что для наших семей "поставить на ноги ребенка", прежде всего, означает дать ему образование и помочь ему в выборе профессии, и только уже затем вырастить, воспитать, выкормить и решить все остальные задачи, которые стоят перед каждым родителем. Поэтому семьи сегодня все более ответственно относятся к выбору образовательный организации и все внимательнее следят за тем, что происходит в ее стенах с их ребенком.

- Кто принимал участие в опросе?

— Вместе с Центром "Национальные ресурсы образования" мы пытались узнать, каков сегодня запрос семей к образовательным организациям разного уровня. Мы опросили более трех тысяч родителей из десяти регионов Российской Федерации. Исследовали разные типы семей по составу, числу детей, месту проживания, материальному благосостоянию, уровню образования родителей, и так далее.

- Каковы основные итоги исследования?

— Мы выделили несколько характеристик, которые родители детей разных возрастов считают наиболее важными при выборе образовательной организации.
На первом месте оказалось "территориальное расположение образовательной организации" — разумеется, это относится к организациям, работающим с детьми.
Казалось бы, какое отношение оно имеет к качеству образования? Где школу построили, там она и стоит. Но эта характеристика говорит о качестве всей сети образования. Ведь каждая семья хочет, чтобы рядом с ее домом, в шаговой доступности, были хороший детский сад, хорошая школа, хороший центр творчества. Это создает важную задачу для органов управления образованием. Наше наблюдение о значении шаговой доступности образовательных организаций подтверждается исследованиями Высшей школы экономики и Фонда "Общественное мнение".

- А что для родителей важно в самих образовательных организациях?

— Можно выделить три базовые характеристики, значимые для всех типов образовательных организаций. Первая из них — "качество обучения", то есть, насколько хорошо готовят дошкольников, школьников или студентов.

Интересно, что даже в детском саду "подготовку к школе" почти две трети родителей считают более значимой, чем все остальные характеристики. А в случае профессионального образования "качество обучения" вообще занимает первое место. Поэтому, когда педагоги и руководители образовательных организаций говорят: "Наша главная задача – обеспечить качество", это в полной мере совпадает с представлением большинства родителей.

Вторая важная характеристика – "качество педагогических кадров". Для родителей школьников, в отличие от студентов вузов и колледжей, качество учителя вообще занимает первое место. И здесь имеется в виду не столько добросовестное отношение педагогов к своим обязанностям, но и опыт их работы, уровень педагогического мастерства, умение интересно, доступно, доходчиво объяснять свой предмет и заинтересовывать учеников.

На третьем месте – "организация образовательного процесса". Интересно, что именно организация, а не содержание, хотя соответствующий вопрос также предлагался родителям.

- Различаются ли предпочтения родителей, чьи дети посещают разные типы образовательных организаций?

— Безусловно. Например, для родителей абитуриентов очень важная характеристика – "репутация вуза". Возможно, она сформирована общественным мнением, потому что про репутацию вузов в последние годы говорят и пишут очень много. А вот для родителей дошкольников очень важно "качество присмотра и ухода", и это очень понятно. Для родителей студентов колледжей имеет большое значение "материальное обеспечение" их учебных заведений. По-видимому, это объясняется тем, что в последние годы школы, детские сады и вузы активно обеспечивались оборудованием, а профобразование оказалось немного в стороне. Родители, конечно, в курсе этих проблем – они понимают, что без оборудования учить студентов профессии крайне сложно.

- Что Вам удалось узнать о предпочтениях разных типов семей?

— Например, подтвердилось вполне очевидное мнение, что для семей с единственным родителем и для семей с не очень высоким материальным благосостоянием очень важно наличие широкого спектра бесплатных услуг в образовательной организации. У родителей с высшим образованием свои запросы. Например, они в большей степени интересуются использованием новых технологий и новыми предложениями по образованию. Причем, программы повышенного уровня – это не единственное, что им нужно. Они заинтересованы в новейшем оборудовании для обеспечения безопасности школы. Про видеонаблюдение в детских садах и школах говорят, в основном, родители с высшим образованием.

- Существуют ли различия между регионами?

— Да, можно, к примеру, сравнить Москву и Республику Северная Осетия-Алания. Понятно, что это очень разные регионы, но по большинству характеристик мнения совпадают, хотя в Москве родители более требовательные. Но есть позиции, по которым мнения различаются очень существенно.

Например, для родителей из Северной Осетии важнее достижения их детей в дополнительном образовании, победы в различных конкурсах, они стоят на третьем месте из 14 по важности. А для москвичей победы в конкурсах занимают только 10 место. Зато в столице на 4 месте находится психологический климат в организации дополнительного образования, а в Северной Осетии он только на 10 месте. Вот такая специфика – нам удалось ее увидеть и по другим территориям.
Полученный материал поможет грамотно строить политику управления и развития образования в регионах.

Образование
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.