Навигатор образовательных кластеров: от школьника до работодателя

Образовательные кластеры России (38)
Студенты на занятиях
Первая версия рэнкингов образовательных кластеров опубликована в МИА "Россия сегодня".

МОСКВА, 1 декабря – РИА Новости. Первая версия рэнкингов образовательных кластеров опубликована сегодня в МИА "Россия сегодня" по инициативе Министерства образования и науки РФ. Фактически дан старт масштабному информационно-аналитическому проекту, в рамках которого разработан и внедрен инструмент, обеспечивающий информационную поддержку генерации и развития инноваций, способствующих повышению конкурентоспособности образовательных кластеров.

Как сообщила заместитель начальника управления проектов в образовании и социальной сфере МИА "Россия сегодня" Наталья Тюрина, формализовано само понятие образовательного кластера и сформулирована определенная цифровая рамка, которая позволяет на основе показателей и сопоставительного анализа подробно описать каждый кластер.

Образовательные кластеры разделены на две основные группы: внутрирегиональные (в центре стоят высшие учебные заведения, НИИ, опытно-конструкторские бюро, работающие в прямой связке с предприятиями-работодателями) и межрегиональные (общими усилиями они могут быть реализованы в соседних регионах РФ). Среди приоритетных отраслей — атомный энергопромышленный комплекс, авиационная и космическая промышленность, добыча полезных ископаемых, металлургия, наноиндустрия и др.

Методология и смысловые группы

Касаясь методологии создания рэнкингов образовательных кластеров, профессор кафедры математических методов в экономике факультета математической экономики и информатики Российской экономической академии им Г.В. Плеханова Олег Косоруков рассказал, что в проекте отдельно выделяются исходные данные, собранные из различных открытых источников, и те данные, на основе которых выводятся расчетные показатели.

Говоря о смысловых группах показателей, профессор выделил два основных блока: работу кластеров по профориентации, начиная со школы, и деятельность кластера, направленную на контингент, который уже обучается. "Здесь важно понять роль слияния образовательных учреждений с производственными предприятиями, найти соответствие «кого готовят в вузе – кто нужен на предприятии», отследить процесс распределения", — подчеркнул он, добавив, что поставлена глобальная задача обеспечения отраслей профессиональными кадрами.

Генеральный директор ООО "Артвелл" Николай Апурин в связи с этим обратил внимание на то, что в открытых источниках информации очень мало данных об образовательных кластерах. "Они не регламентированы требованием по раскрытию информации, у большинства кластеров даже нет собственных информационных порталов, что негативно сказывается на их деятельности", — отметил он.

"Профориентирование начинается со школы, и предприятие должно заранее знать, какие именно специалисты будут востребованы в ближайшие годы", — пояснил Апурин, добавив, что отсутствие информации затрудняет выбор будущих кадров. В связи с этим он заявил о необходимости введения единого стандарта информации, позволяющего образовательным кластерам в открытом для населения доступе заявлять о своих программах, достижениях, количестве построенных лабораторий.

Кластер, как социальный лифт

Приветствует создание подобного информационно-аналитического продукта депутат государственного Совета Республики Коми, ректор Сыктывкарского государственного университета Марина Истиховская. "Очень важно систематизировать всю ту работу, которую так или иначе проводят многие вузы страны", — подчеркнула она, добавив в связи с этим, что Сыктывкарский университет реализует 172 образовательные программы, готовит специалистов во все спектры бюджетной сферы, заключает более 1,5 тыс. договоров  с работодателями.

"Площадь республики 417 тыс. кв км, профессиональное образование сосредоточено только в Сыктывкаре и Ухте, а спектр работодателей крайне широк, в связи с чем регион испытывает острую нехватку кадров", — заявила ректор, добавив при этом, что как показывает статистика, лишь 1,5% выпускников московских и питерских вузов возвращаются обратно в родной регион, чтобы работать в экономике республики.

"Мы должны дать возможность школьнику увидеть себя студентом определенного вуза, а затем — работником социальной или экономической сферы республики", — пояснила она, подчеркнув при этом, что потенциальный абитуриент должен воспринимать образовательный кластер, как социальный лифт для своего будущего.

Синергетический эффект

Проректор по программам развития и инновационной деятельности Сыктывкарского государственного университета Наталья Михальченкова добавила, что образовательные кластеры не только не имеют открытых баз данных, но и не являются инструментом управленческих решений, как органов управления образования, так и руководящих органов, отвечающих за развитие промышленности в регионах. "Данный инструментарий позволит сложить тысячи работодателей, десятки тысяч абитуриентов", — подчеркнула она.

Директор Центра медиапроектов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Марина Арканникова заявила, что интеллектуальный продукт предоставляет принципиально новые возможности для внутригосударственной кооперации и интеграции субъектов инновационного сектора, а также обеспечивает эффективную генерацию и трансфер инноваций на региональном, национальном и глобальном уровнях экономики.

"Сегодня назрела потребность в развитии информационной инфраструктуры, которая приведет к синергетическому эффекту и обусловит возможность эффективного государственного управления в инновационной сфере", — подчеркнула проректор. При этом она добавила, что главная сложность, с которой сейчас сталкиваются действующие образовательные кластеры, связана с определением прорывных решений, поиском логики дорожных карт конкурентоспособного развития и моделированием технологических вызовов мировой экономики.

Мультимедийная карта кластеров: не рейтинги, а рэнкинги

В 2015 году по итогам пилотного расчета показателей и их анализа пройдет формирование рэнкингов образовательных кластеров, будет создана мультимедийная геоинформационная система и внедрен инструмент, обеспечивающий информационную поддержку генерации и развития инноваций с целью повышения конкурентоспособности образовательных кластеров. Этот интеллектуальный продукт получит название "Навигатор образовательных кластеров" и развернется на основе мультимедийной карты России. При нажатии в определенную точку карты будет появляться подробная информация об образовательном кластере, о том, где и по каким направлениям он работает. Параллельно с этим будет открываться информационная плашка с контекстной информацией о самом регионе.

"Таким образом, сегодня мы открываем масштабную тему, которая в дальнейшем позволит стимулировать внутрикластерное взаимодействие и повышать эффективность управления инновациями, созданными на базе образовательных кластеров", — резюмировала Наталья Тюрина. При этом она добавила, что задача проекта состоит не в том, чтобы дать рейтинговую оценку образовательным кластерам, а в том, чтобы их описать и показать, как они влияют на развитие страны. Как полагают эксперты, поставленные задачи придадут импульс институциональному развитию всего высшего образования в России.

Рэнкинг межрегиональных образовательных кластеров >>
Рэнкинг региональных образовательных кластеров >>

Методика расчета показателей >>

Основные результаты анализа и интерпретации >>

Образование





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.