Психологи в образовании — как для дыхания кислород

Современный человек учится всю жизнь, и успешность учебы во многом зависит от психолого-медико-социальной поддержки на образовательном старте: в детском саду и в школе.

Ирина Зубкова, РИА Новости

Современный человек учится всю жизнь, и успешность учебы во многом зависит от психолого-медико-социальной поддержки на образовательном старте: в детском саду и в школе. 10 октября 2013 года в г. Сочи завершился VIII Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2013», организованный  Федерацией психологов образования России, Московским городским психолого-педагогическим университетом и Центром практической психологии образования при содействии Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

Школьные психологи, специалисты психологических центров, руководители школ, в том числе коррекционных, сотрудники органов управления образованием, ученые, студенты, представители общественных организаций и множество других специалистов в сфере психологии делились опытом, рассказывали о новых возможностях психологического обеспечения и сопровождения образования. Во время Форума традиционно было организовано несколько важных мероприятий. Это Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2013», конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для новой школы» и научно-практическая конференция «Психология и образование на современном этапе».

Цели и задачи

«Задачи Форума — это, во-первых, объединение профессионального сообщества психологов образования России, а во-вторых, обмен знаниями и информацией, новыми технологиями, методами, которые сейчас необходимы ввиду принятия нового закона «Об образовании» и введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Ведь в изменившейся парадигме образования психологическая составляющая становится очень значимой: обозначились не известные ранее проблемы, но появились и новые возможности их разрешения» — рассказала РИА Новости исполнительный директор Федерации психологов образования России Ольга Мелентьева. По ее словам, на Форуме были  подняты актуальные вопросы, связанные с методикой измерения показателей личностного роста, проблемами в подростковой среде, коррекционным обучением, созданием нужного психологического климата в школьных коллективах, работой с учителями для снятия педагогического стресса. Важно, что Форум дает возможность научным достижениям не остаться чисто теоретическими находками, а сразу войти и в практику работы психолого-педагогических и медико-социальных центров, и в систему высшего психологического образования, считает эксперт.

Обменяться мнениями можно было на круглых столах и практических мастер-классах «Особенности работы психолога по программе «Мы такие разные, но все-таки мы вместе!», «Эффективные способы подготовки к экзаменам», «Технологии комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья», «Программа коррекции конфликтного поведения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста» и посвященных многим другим столь же актуальным темам.

«Одна из главных задач — это повышение уровня профессиональной компетентности психологов. Именно в ее решении и помогает нам ежегодный всероссийский психологический Форум. Он дает нам возможность профессионального роста через общение внутри сообщества, оттачивания мастерства», — комментирует  руководитель МОУ «Психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования» г. Калуга Николай Болховитин. Как считает эксперт, налицо огромная востребованность работы психологов у всех участников образовательного процесса: у детей и родителей, учителей и руководителей школ, сотрудников региональных министерств образования.

Навигатор укажет курс

На Форуме был представлен уникальный продукт — Навигатор центров психологической помощи РФ, подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» совместно с Федерацией психологов образования России. Навигатор был опубликован в день его презентации на Форуме и сразу вызвал огромный интерес, причем не только у специалистов. «Мы получили множество позитивных откликов от коллег. Региональные эксперты говорили о значимости и важности навигатора как единого комплексного ресурса по психологических центрам России. Особенный интерес вызвала именно навигационная система, с помощью которой любой пользователь может подобрать психологический центр в соответствии со своими потребностями и задачами», — отмечает редактор-продюсер Центра социальных рейтингов РИА Новости Марина Трякшина. Участие в исследовании, результаты которого легли в основу Навигатора, было добровольным и бесплатным, информацию о нем с предложением принять участие получили все психологические центры, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако в Навигатор вошли только 182 из многочисленных российских центров психологической помощи. На основании этого факта эксперты пришли к выводу об информационной закрытости таких организаций, многие из которых по каким-то причинам не готовы предоставлять информацию о себе.

Нужны как воздух

По мнению экспертов, практически во всех регионах психолого-педагогические и медико-социальные центры (ППМС) для детей и подростков работают успешно, однако количество таких центров и работающих в них специалистов явно недостаточно для того, чтобы помочь всем детям, которые в этом нуждаются. Причины, по словам Ольги Мелентьевой, — общие проблемы российского образования. «Но сейчас я могу с оптимизмом сказать, что в Министерстве образования и науки стали более ясно понимать важность этих центров, уделять им больше внимания, поддерживать методически и организационно, что на уровне регионов ведет и к улучшению материальной поддержки», — говорит эксперт.

«Система психологической помощи школьникам в нашей стране сравнительно молода, она стала складываться в 80-е годы. С одной стороны, существуют школьные психологические службы, которые работают, что называется, на передовой, решая проблемы конкретного ребенка: в обучении, в отношениях, с родителями, с педагогами, в усвоении знаний, в адаптации… Но многие руководители сокращают эту службу. Вот почему так важны специально организованные центры психолого-педагогической помощи, которые обеспечивают профилактическую работу, коррекционную работу, систему психологического сопровождения в подведомственных школах», — поясняет заведующий кафедрой клинической психологии Санкт-Петербургского института специальной педагогики и психологии Роман Демьянчук. По словам эксперта, многие центры оказываются очень эффективными в профилактике наркозависимости, в суицидов, в работе с детскими субкультурами, в консультировании, в коррекционном сопровождении школы и педагогов. «Проблема в том, что, например, в Санкт-Петербурге на каждого специалиста такого центра приходится от 700 до 1200 детей. Что с тысячей детей может сделать один психолог?» — говорит Демьянчук.

Волнения и победы

Финальный этап Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России — 2013» вызвал наиболее яркие эмоции. «Конкурс — это волнение и размышления, встречи и разочарования, преодоление, радость и успех. Победы разные: над собой, над обстоятельствами, над неумениями, над суетой и, может быть, над чем-то еще… Когда осознаешь, что ты победитель, это приятно. Но, вместе с тем понимаешь, какой это груз ответственности, прежде всего перед собой. Если делаешь что-то, важно делать это достойно и качественно, ведь вокруг тебя целый мир, где мы живем в тесной взаимосвязи с природой. Жизнь — это маленький ручеек, который робко пробивает себе дорогу, прячась среди высокой травы. А потом ручеек ширится, выходит на простор — и вот уже перед нами река. Реки разные, у каждой свой путь, свои берега, свой характер. И я убеждена, что жизнь каждого из нас — река, яркая, индивидуальная, красивая», — делится впечатлениями победитель текущего года, педагог-психолог школы-интерната II вида г. Советска Кировской области Ольга Минина. Второе и третье места достались школьным психологам из Калининградской и Самарской области соответственно.

Образование
Комментарии
2 пользователя оставили 2 комментария
Конечно, психолог в школе - это очень важно! И важно - КАКОЙ психолог! Квалификация, заинтересованность, любовь к детям и т.д. Вопрос: название мастер-класса «Особенности работы психолога по программе «Мы такие разные, но все-таки мы вместе!» - почему "но все-таки"? Мне кажется, что "все-таки" здесь не должно быть...
Как хорошо, что психологии в школе воздаётся должное! К сожалению, было время, когда этому аспекту не уделяли нужного внимания. Хотя иной раз подумаешь и увидишь: почти каждый ребёнок - это своя невысказанная боль, своя трагедия.
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена