Самые большие, зрелищные и интерактивные планетарии в мире - РИА Новости, 21.10.2013

Самые большие, зрелищные и интерактивные планетарии в мире

21 октября 1923 года в Мюнхене Вальтер Бауэрсфельд продемонстрировал публике первый проекционный планетарий.

Смотрите также:

Сквозь тернии к звездам: возрождение Московского планетария >>

Зоопарки мира: сходства и различия. Инфографика >>

© РИА Новости / Григорий Сысоев | Перейти в медиабанкМосковский планетарий был открыт 5 ноября 1929 года, он самый старый планетарий в России. Планетарий рассчитан на 364 места, диаметр купола – 25 метров. Стал 13-м планетарием в мире и третьим планетарием за пределами Германии. С 1994 по июнь 2011 года был закрыт на капитальный ремонт.
Сейчас главный зал Планетария – Звездный – является самым большим в Европе, диаметр его купола-экрана 25 метров, площадь 1000 квадратных метров.
В планетарии установлен самый совершенный оптико-волоконный аппарат производства Карл Цейсс Йена последнего поколения "Универсариум М 9" (заводской номер 613). Работает полно-купольная цифровая проекционная система, разработанная компанией Global Immersion - Global Immersion Uniview.
Открытие Московского Планетария
1 из 9
© Фото : Официальный сайт Планетария Мурманского морского рыбопромышленного колледжаСамый северный в мире действующий планетарий создан на базе Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени И.И. Месяцева. Цель этого планетария – не просто наглядное изображение и изучение звездного неба. Он используется для обучения курсантов морской астрономии методам пеленгования, измерения высот, и позволяет максимально приблизиться к обстановке, с которой сталкивается капитан на капитанском мостике. Оборудован в стилистике штурманской рубки. Диаметр купола – 6 метров.
В планетарии Мурманского морского рыбопромышленного колледжа
2 из 9
© Flickr / Simon MüllerПланетарий Карла Цейса в Штутгарте был открыт с 1938 года, во время войны был разрушен и восстановлен только в 1977 году. Планетарий рассчитан на 227 мет, диаметр купола - 20 метров. Планетарий считается самым интерактивным в мире. В нем установлен проектор Zeiss Universarium IX. Он позволяет отображать ночное небо так, как его видят космонавты за пределами атмосферы Земли. По окончании демонстрации аппарат планетария опускается в специальную шахту. Когда зрители входят в зал, аппарата они не видят, он неожиданно появляется во время сеанса, проецируя звезды. Также используется электронная, проекционная и лазерная техника, телевидение, стереофоническая акустика. Мягкие кресла поворачиваются и изменяют наклон спинки. Преимущественного показа нет: для любого сектора изображения дублируются многочисленными проекторами. Ежегодно планетарий посещает около 200 тысяч гостей.
Планетарий Карла Цейса
3 из 9
© Фото : Официальный сайт Deutsches MuseumСамый старый планетарий в мире – планетарий Немецкого музея в Мюнхене.
Планетарий рассчитан на 170 мест. Диаметр купола - 15 метров.
Планетарий был открыт в Мюнхене 7 мая 1925 года на территории Немецкого музея (Deutsches Museum). Идея создания его принадлежала первому директору и основателю музея Оскару фон Мюллеру. Первый планетарий позволял демонстрировать вид всего звездного неба за исключением небольшой области вблизи южного полюса мира, занятой узлом крепления проектора. Вращаясь вокруг полярной оси, проектор также демонстрировал суточное движение неба.
За историю существования планетарий посетило более 8,3 миллионов гостей. В настоящее время до марта 2014 года закрыт на реконструкцию.
Вид на Немецкий музей
Самый старый планетарий в мире – планетарий Немецкого музея в Мюнхене.
Планетарий рассчитан на 170 мест. Диаметр купола - 15 метров.
4 из 9
© Flickr / bebouchardСамый научно-точный и зрелищный, а также самый посещаемый планетарий в мире - планетарий Хайдена (Hayden Planetarium)а Нью-Йорке.
Планетарий рассчитан на 429 мест, высота купола - 11,5 метров.
Планетарий Хайдена был открыт в 1935 году и является составной частью Центра изучения Земли и Космоса. Благодаря использованию мощнейших компьютерных систем и программного обеспечения TeraGrid он признан самым научно-точным и зрелищным планетарием в мире. При создании виртуальной цифровой Вселенной использовались реальные астрономические данные и компьютерные модели галактики, предоставленные NASA и Европейским космическим агентством. По словам специалистов, суперкомпьютер, который используется в планетарии, является самым мощным из находящихся в частных руках в мире.
С 2009 года планетарий демонстрирует захватывающее 25-минутное космическое шоу "Путешествие к Звездам", озвученное актрисой Вупи Голдберг, которое признано самым зрелищным космическим шоу в мире.
Планетарий Хайдена
Планетарий рассчитан на 429 мест, высота купола - 11,5 метров.
5 из 9
© Flickr / yui.kuboСамый большой планетарий в мире – планетарий Nagoya City Science Museum в японском городе Нагоя.
Планетарий рассчитан на 350 мест. Диаметр купола – 35 метров.
Планетарий Nagoya City Science Museum был открыт в ноябре 1962 года. За почти 50 лет работы вплоть до закрытия на реконструкцию в 2010 году его посетило более 15 миллионов человек. Обновленный планетарий открылся в марте 2011 года.
В декабре 2011 года этот планетарий был признан самым большим в мире и торжественно занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Оснащен инновационным проектором Starball Zeiss Universarium.
Планетарий Nagoya City Science Museum
Планетарий рассчитан на 350 мест. Диаметр купола – 35 метров.
6 из 9
© Flickr / aris1234Самый южный планетарий в мире, самый старый планетарий в Африке - планетарий Йоханнесбурга (ЮАР).
Планетарий рассчитан на 400 мест Диаметр купола – 20 метров. Планетарий в Йоханнесбурге был открыт в октябре 1960 года и стал первым планетарием в Африке и вторым в Южном полушарии.
Планетарий Йоханнесбурга
7 из 9
© Flickr / Adler PlanetariumПервый планетарий за пределами Европы - планетарий Адлера (Adler Planetarium)в Чикаго.
Планетарий рассчитан на 300 мест. Диаметр купола – 21, 3 метра.
Самый старый планетарий, расположенный за пределами Европы, был построен в 1930 году бизнесменом и филантропом Максом Адлером, выполнен в виде трех полноразмерных сферических театров.
Оснащен системой проекции Global Immersion Uniview. Работает в режиме ультравысокой четкости 8KX8K, которая позволяет создавать изображение с наивысшим разрешением (64 миллиона реальных пикселей).
В фондах Планетария Адлера находится одна из лучших в мире коллекций астрономических артефактов, в том числе самые старые в мире солнечные часы (1529) и телескоп, сделанный выдающимся английским астрономом Уильямом Гершелем.
Планетарий Адлера
Планетарий рассчитан на 300 мест. Диаметр купола – 21, 3 метра.
8 из 9
© Фото : Официальный сайт Hаучно-развлекательного центра АХХАА в ТартуСамый оригинальный планетарий в мире – планетарий в научно популярном центре АХХАА (AHHAA) в эстонском городе Тарту.
Планетарий рассчитан на 16 мест. Диаметр купола – 9 метров.
Планетарий открыт в 2011 году. Выполнен в виде огромного серебряного шара. В этом шаре находится единственный в мире сферический планетарий. В нем можно увидеть 5 миллионов звезд не только над головой, но и со всех сторон – в том числе и под прозрачным полом.
Оснащен оптическим проектором Мегастар IIB, созданным знаменитым японским изобретателем Такаюки Охира. Этот проектор внесен в книгу рекордов Гиннеса как проектор, показывающий самое большое количество звезд в мире.
Планетарий в научно-популярном центре АХХАА
Планетарий рассчитан на 16 мест. Диаметр купола – 9 метров.
9 из 9