Генетики расшифровали ДНК древнейшей мумии Нового Света

© Фото : Huaca Pucllana researchОстанки древнего индейца, извлеченные из одной пирамид культуры ЛимаОстанки древнего индейца, извлеченные из одной пирамид культуры Лима

МОСКВА, 8 ноя – РИА Новости. "Воскрешение" генома древнейшей мумии Америки, найденной полвека назад в одной из пещер на юге США, помогло ученым найти предков современных индейцев и уточнить историю их расселения по Новому Свету. Результаты анализа ее ДНК были представлены в журнале Science.

Лаборатория, в которой палеогенетики «воскрешали» ДНК кенневикского человека
Генетики: скандальный кенневикский человек все же был индейцем
"Мумия из пещеры Спирит и останки "палеоамериканцев" из Бразилии считались крайне противоречивыми находками, так как они обладали "неправильной" формой черепа, не характерной для индейцев. Мы показали, что подсчет ямок и бугров на голове не может раскрыть истинную историю народов – люди с самой разной внешностью могут быть близкими родичами друг друга", — заявил Эске Виллерслев (Eske Willerslev) из университета Копенгагена (Дания).

На индейской тропе

Достаточно долгое время ученые считали, что предки индейцев переселились в Америку из Южной Сибири и Алтая в ходе единственной волны миграции, которая произошла примерно 14-15 тысяч лет назад. В пользу этого говорит большинство известных нам археологических памятников на территории Северной и Южной Америки.

Открытие скандального Кенневикского человека, больше похожего на аборигенов Океании и Австралии, чем на азиатов, и генетические данные, полученные российскими и зарубежными исследователями в 2012 году, заставили Виллерслева и многих исследователей считать, что предки индейцев переселялись в Новый Свет как минимум в три волны миграции. Все они произошли в разное время и начинались из разных источников.

Могила одного из первых жителей России, найденная на территории Сунгира
Генетики раскрыли семейные традиции первых жителей России

Представители некоторых этих волн, как сегодня считают сторонники этой теории, полностью вымерли в далеком прошлом и не дожили до наших дней. Судя по достаточно "странной" форме черепа, они могли принадлежать к совершенно другой популяции людей, так называемых "палеоамериканцев", не имеющих никакого отношения к современным индейцам и их предкам.

Виллерслев и его коллеги доказали, что эта теория была частично ошибочной, расшифровав ДНК пока самой древней мумии Северной Америки, возникшей "естественным" путем в одной из пещер на территории американского штата Невада.

Каменные орудия культуры кловис из Монтаны, архивное фото
Ученые: древние люди переселялись из Сибири в Америку в три этапа

Останки этого древнего человека, чей возраст составляет около 10,6 тысячи лет, были найдены в 1940 году в пещере Спирит, расположенной неподалеку от городка Фэллон. Власти штата попросили двух археологов, Сидни (Sydney) и Джорджию Уилер (Georgia Wheeler), провести раскопки на ее территории, почву на дне которой местные фермеры использовали в качестве источника удобрений для своих угодий.

Мумия раздора

Там они обнаружили два скелета древних людей, завернутых в "одеяла" из стеблей камыша, причем часть тела одного из двух усопших успела мумифицироваться. Эта мумия и останки второго обитателя пещеры не привлекали особого внимания публики и ученых до середины 1990 годов, когда физики вычислили их возраст. Оказалось, что чете Уилеров удалось найти одни из самых древних останков людей в Америке и самую древнюю "природную" мумию Нового Света.

Реконструкция облика члена ямной культуры Прикаспя
Генетики нашли новые доказательства каспийских корней индоевропейцев

Когда эти открытия просочились в прессу, они вызывали настоящую бурю и скандал. Племена шошонов и пайютов, проживающих на территории Невады, потребовали вернуть останки "почитаемых предков" для перезахоронения. В ответ ученые заявили, что житель пещеры Спирит может принадлежать к числу "палеоамериканцев", новой группы древних людей, не связанных напрямую с современными индейцами.

Ожесточенные споры между антропологами и первыми народами Америки, неоднократно доходившие до судебных процессов и бурных общественных выступлений, продолжались последующие 18 лет, пока представители племен не согласились на то, что к разрешению их споров подключится Виллерслев и другие известные палеогенетики.

Так художник представил себе предков индейцев, охотившихся на гигантского ленивца
Предки индейцев охотились на гигантских ленивцев, заявляют ученые

Пообещав индейцам, что мумия будет захоронена в случае подтверждения родства, датский генетик собрал образцы мягких тканей и костей мумии, извлек из них ДНК и прочитал их. Обрывки ДНК сохранились в мумии необычно хорошо — ученым удалось прочитать каждый участок ее генома примерно 18 раз.

Это позволило его команде раскрыть множество интересных деталей из жизни и истории миграций древних жителей Америки, сравнив ДНК мумии с геномами других древних жителей США, в том числе первыми обитателями Аляски, Бразилии и Центральной Америки.

Братство народов

Как оказалось, все древние обитатели Нового Света, жившие в разных уголках Северной и Южной Америки примерно 10 тысяч лет назад, приходились родственниками друг другу, а также были близкими родичами современных индейцев.

С одной стороны, это открытие опровергает один из главных постулатов теории о нескольких волнах миграции — их разнородное происхождение. Вдобавок, оно ставит под сомнение то, что полинезийские предки современных индейцев Южной Америки могли проникнуть в Новый Свет через северный миграционный "коридор", Берингов перешеек, как считают многие сторонники этой идеи.

С другой стороны, небольшие, но существенные различия в структуре их геномов указывают на то, что практически сразу после переселения в Америку предки индейцев разделились на три группы. Одна из них, в том числе родичи мумии из пещеры Спирит, остались в Северной Америке, а две других очень быстро двинулись на юг, колонизировав весь Новый Свет за одну-две тысячи лет.

Собака породы хаски
Ученые раскрыли сибирские корни вымерших собак индейцев

При этом представители этих трех групп индейцев не были полностью изолированы. Они периодически контактировали друг с другом и иногда полностью замещали соседей, не оставляя никаких их генетических следов. Нечто похожее, по мнению ученых, произошло около восьми тысяч лет назад, когда обитатели Центральной Америки начали проникать на юг и на север, дав жизнь "прародителям" племен современных индейцев.

"Следы этой миграции пока не были найдены историками и археологами. В этом и заключается красота изучения древней ДНК – мы находим намеки на существование тех событий, о которых раньше никто не подозревал, и тем самым даем пищу для ума и новые направления для проведения раскопок", — заключает Дэвид Рейч (David Reich), известный палеогенетик из Гарварда.