Сменить фон

Ученые: ген, связанный с речью, не дал человеку эволюционных преимуществ

© Иллюстрация РИА Новости . CC BY 2.0 / hape662, AFP 2018 / Pierre AndrieuКроманьонец и неандерталец. Архивное фотоКроманьонец и неандерталец. Архивное фото

МОСКВА, 7 авг — РИА Новости. Американские ученые выяснили, что ген FOXP2, который связан с речью и обучаемостью языкам, не дал Homo Sapiens каких-либо эволюционных преимуществ. Их исследование опубликовано в научном журнале Cell.

Первые жертвы чумы на Земле, найденные в окрестностях Самары
Палеогенетики нашли в России древнейшую чуму на Земле
Ранее считалось, что этот ген дал современным людям языковое преимущество перед неандертальцами и другими видами рода Homo. FOXP2 кодирует фактор транскрипции, который отвечает за регулирование активности других генов, а мутации в нем могут привести к расстройству речи и языка. У человека и других приматов этот ген отличается наличием двух аминокислот, возникших в процессе эволюции. Ранее проведенные исследования также показали, что ген подвергся воздействию естественного отбора, что указывает на важную роль FOXP2 в эволюции человека.

В новом исследовании ученые проанализировали различные генетические варианты FOXP2, использовав информацию о геномах из современных баз данных — Human Genome Diversity Panel (HGDP) и 1000 Genomes Project.

В результате они обнаружили, что если рассматривать людей независимо от их происхождения, один из вариантов гена оказывается более распространенным, чем другие, но если изучать  человеческие расы по отдельности, то различий не находится.

Так художник представил себе древнейших млекопитающих, живших на территории Англии 145 миллионов лет назад
Ученые выяснили, что ели предки людей во времена динозавров
По мнению ученых, это объясняется тем, что при миграции людей из Африки некоторые варианты FOXP2 стали распространяться за пределами Африканского континента. По мере разрастания популяций на других континентах отдельные аллели этого гена получили более широкое распространение.

По словам исследователей, схожая ситуация наблюдается и с некоторыми частями генома человека. Если бы FOXP2 подвергся влиянию естественного отбора, тогда бы он стал единственной частью ДНК с таким распределением среди различных групп населения.

Ученые также отметили, что результаты исследования не означают, что изменения в FOXP2 не были важны для развития языка, однако теперь придется пересмотреть роль этого гена в процессе эволюции человека.