Дрожжи помогли ученым из России раскрыть секрет неуязвимости грибков

© Fotolia / RioPatuca ImagesДевушка в комнате с плесенью на стенахДевушка в комнате с плесенью на стенах

МОСКВА, 10 июл – РИА Новости. Генетики из МГУ и Сеченовского университета выяснили, почему многие болезнетворные грибки становятся неуязвимыми к действию новых лекарств. Их выводы были представлены в журнале Scientific Reports.

Грибок Ophiocordyceps превращает муравьев в зомби, напрямую управляя работой их мускулов
Ученые выяснили, как "зомби"-грибок порабощает разум муравьев
В последние годы перед медиками все шире и острее становится проблема появления так называемых "супербактерий" – микробов, стойких к действию одного или нескольких антибиотиков. Среди них есть как редкие возбудители инфекций, так и очень распространенные и опасные патогены, такие как золотистый стафилококк или пневмококк.

Помимо микробов, аналогичные "суперспособности" приобретают и болезнетворные грибки, начиная с возбудителей парши и кандидоза и заканчивая спорыньей и другими грибами, которые паразитируют на растениях и причиняют вред сельскому хозяйству. В отличие от микробов, нейтрализующих молекулы антибиотиков, грибки просто "выкачивают" яд из своих клеток назад в окружающую среду до того, как он что-то успеет сделать.

Дмитрий Кнорре, биолог из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, и его коллеги уже несколько лет пытаются создать препараты, которые бы могли сопротивляться действию подобных систем "самоочистки".

Тропический муравей-древоточец, зараженный грибком Ophiocordyceps
Ученые открыли новую удивительную способность "зомби"-грибка муравьев

Два года назад, как тогда казалось российским исследователям, им удалось решить эту проблему, загрузив их помпы бессмысленной работой и "спрятав" токсичные вещества внутри митохондрий грибов – обособленных частей клетки, играющих роль их "энергостанций".

Работу подобных веществ Кнорре и его коллеги проверили на культурах обычных пекарских дрожжей (Saccharomyces cerevisiae), стойких к действию многих обычных противогрибковых препаратов. Эти опыты неожиданным образом показали, что грибки не потеряли устойчивости к действию лекарств – примерно через два часа они почувствовали "обман" и начали выкачивать и молекулы-"пустышки", и яд назад в питательную среду.

Ученый рассматривает результаты лабораторных исследований
Ученые выяснили, как космос влияет на смертельно опасные грибки

Причиной этого, как обнаружили генетики, были изменения в активности нескольких генов – PDR1, PDR5 и ряда других участков ДНК, предположительно связанных с работой клеточных помп. Как именно они "узнают", что в митохондриях грибка присутствуют молекулы отравы, ученые пока не понимают, но планируют выяснить в ближайшее время.

Эти опыты, по словам биологов, будут проводиться не только на безобидных дрожжах, но и на болезнетворных грибках, таких как Candida albicans. Их результаты, как надеются авторы статьи, помогут защитить урожай от плесени и гнили, а тело человека – от непрошенных "гостей".