Британия запустила первый спутник-"космическую уборщицу"

© Фото : University of Surrey via NASA/TwitterАстронавт Рики Арнольд готовится вывести зонд RemoveDebris в открытый космосАстронавт Рики Арнольд готовится вывести зонд RemoveDebris в открытый космос

МОСКВА, 22 июн – РИА Новости. Экипаж МКС впервые запустил в космос британский микроспутник, главной задачей которого станет сбор частиц космического мусора и их сжигание в атмосфере Земли, сообщает Space.com.

Космический мусор
Орбитальная помойка: как эффективнее убирать космический мусор
"Мы ожидаем, что первые опыты начнутся где-то в сентябре этого года. Каждый из них займет несколько недель по той причине, что мы желаем снять их на HD-камеры. Поэтому нам нужно "поймать" мусор в тот момент, когда он будет хорошо освещен, а зонд будет смотреть на него под правильным ракурсом", — заявил Гульельмо Альетти (Guglielmo Aglietti), научный руководитель эксперимента RemoveDebris.

По текущим оценкам астрономов, на орбите Земли присутствует присутствует примерно 18 тысяч рукотворных объектов, чье положение известно НАСА и другим ведущим космическим агентствам мира. Пока не открытых частиц космического мусора в разы больше – их общее число превышает 170 миллионов, и столкновение даже с одной из них может обернуться катастрофой для большинства спутников, МКС и пилотируемых кораблей.

О существовании этой проблемы ученые знают со времен конца "космической гонки". Еще в 1978 году Дональд Кесслер, ученый из НАСА, показал, что дальнейшее накопление мусора на орбите и увеличение его плотности может создать условия, в которых столкновение двух подобных частиц вызовет своеобразную "цепную реакцию", которая приведет к уничтожению всех спутников, работающих на высоте МКС и выше.

За последние годы, как отмечает Альетти, космические инженеры разработали планы десятков систем, которые помогли бы решить эту проблему. К примеру, китайские физики предлагают установить на борту МКС лазер, который будет "сбивать" мусор при его сближении со станцией, а их коллеги из НАСА предлагают собирать их при помощи роботизированных кораблей.

Дмитрий Рогозин. Архивное фото
Рогозин пожаловался на космический мусор, угрожающий спутникам

Первый аппарат такого рода, получивший имя RemoveDebris, был запущен на этой неделе в космос экипажем Международной космической станции. Он был создан британскими инженерами из университета Сюррея и компанией Airbus в рамках одноименного проекта, на реализацию которого ЕС выделил 5,2 миллиона евро.

Этот зонд, похожий по размерам на крупную стиральную машинку, состоит из пяти частей – собственно, самого аппарата RemoveDebris, двух микроспутников, играющих роль образцов "космического мусора", ловчей сети, гарпуна и паруса.

Рассвет на Международной космической станции
Ученые рассказали, как можно очистить орбиту от мусора с помощью лазеров

В последующие шесть месяцев зонд проверит все свои системы, после чего он выбросит оба микроспутника и попытается поймать их, используя трехмерный лазерный радар, сеть и гарпун. По текущим планам Альетти  и его коллег, эти процедуры состоятся в октябре этого года и в феврале 2019 года.

Если первая космическая "уборщица" справится с этой задачей, она выпустит парус и использует его для того, чтобы быстро попасть в верхние слои атмосферы Земли и сгореть в ней всего за 10 недель. Как надеется Альетти, эти опыты заставят все ведущие космические агентства мира серьезнее отнестись к проблеме очистки орбиты от мусора вне зависимости от того, справится ли RemoveDebris со всеми задачами или нет.