Две вспышки сверхновых вызвали вымирания на Земле в недавнем прошлом - РИА Новости, 23.05.2018

Две вспышки сверхновых вызвали вымирания на Земле в недавнем прошлом

© Иллюстрация РИА НовостиРеконструкция взрыва сверхновой SN1987A
Реконструкция взрыва сверхновой SN1987A

МОСКВА, 23 мая — РИА Новости. Две вспышки сверхновых должны были вызвать массовые вымирания животных на Земле два с половиной миллиона и восемь миллионов лет назад, заявил американский астроном в статье, опубликованной в журнале Astrobiology.

Так выглядела бы мощнейшая сверхновая Вселенной ASASSN-15lh на планете в 10 тысячах световых лет от нее
Ученые нашли на Луне следы того, что Земля пережила вспышку сверхновой
"В те времена жизнь на Земле резко изменилась, особенно на территории Африки, где леса начали уступать место степям. Благодаря сравнительно большому расстоянию этот взрыв не привел к вымиранию всего живого, а уничтожил примерно треть озона, что обусловило рост числа мутаций", — рассказывает Брайан Томас (Brian Thomas) из университета Уошбёрн в городе Топека (США).

Два года назад астрономы заявили, что им удалось найти первые неопровержимые признаки того, что примерно два с половиной миллиона и восемь миллионов лет назад поверхность Земли и других планет Солнечной системы бомбардировалась лучами относительно близких сверхновых. Следы этих вспышек обнаружил в космосе спутник ACE, их также нашли на дне земных океанов и даже в образцах пород, доставленных экспедициями программы "Аполлон".

Первоначально ученые считали, что звезды взорвались примерно в 300-600 световых годах от Земли, однако впоследствии выяснилось, что вспышки произошли в два раза ближе, на потенциально опасном расстоянии от нашей планеты.

Переоценка дальности источников вспышек заставила Томаса задуматься о том, какие последствия могли породить эти космические катаклизмы, помимо необычно сильных полярных сияний и временных изменений в цикле дня и ночи.

Сверхновая звезда
Астрономы: недавний "обстрел" Земли сверхновыми ускорил эволюцию

По его словам, последствия от взрыва сверхновой можно разделить на две группы: моментальные и долгосрочные. В первую группу попадают сама вспышка в оптическом и рентгеновском диапазоне и связанные с ней феномены — разрушение озонового слоя, ожоги, скачок температуры и прочие эффекты.

На этом влияние сверхновой не заканчивается — ее останки на протяжении столетий и даже тысячелетий продолжают вырабатывать поток заряженных частиц и атомов, разогнанных до околосветовых скоростей. Эти следы сверхновой, как считают ученые, могли бомбардировать Землю еще десятки тысяч лет после угасания вспышки.

В результате, как показывают расчеты Томаса, концентрация озона упала на 20-40 процентов за первые 300 лет и продолжала оставаться почти столь же низкой на протяжении нескольких тысяч лет после смерти звезды.

Схема рождения сверхновой
Астрономы выяснили, на каком расстоянии сверхновая убьет жизнь на Земле

Из-за этого в два-три раза усилилось ультрафиолетовое облучение поверхности Земли, что привело к резкому росту скорости появления мутаций в ДНК всех живых существ, обитающих на нашей планете. Эти изменения, как отмечает Томас, затронули флору и фауну весьма неравномерно: на жизнь водорослей и злаков они почти не повлияли, но многие другие животные и растения начали массово вымирать, особенно в приполярных широтах.

Подобные процессы, считает астробиолог, могли послужить причиной исчезновения более половины (примерно 58 процентов) видов млекопитающих, вымирания лесов в Африке и возникновения саванн, где первые представители рода Homo появились как раз примерно два с половиной миллиона лет назад.