НАСА: жизнь в космосе "радикально поменяла" ДНК астронавта

© NASAСкотт (слева) и Марк (справа) Келли, астронавты НАСАСкотт (слева) и Марк (справа) Келли, астронавты НАСА

МОСКВА, 13 мар — РИА Новости. Скотт Келли, бывший командир экипажа МКС, больше не является полным близнецом своего брата Марка Келли – работа примерно 7% его генов навсегда поменялась во время жизни на борту станции, сообщает LiveScience.

Астронавт Скотт Келли (слева) и его брат-близнец Марк Келли. Архивное фото
В НАСА выяснили, что год жизни в космосе омолодил клетки Скотта Келли
"Когда Скотт отправился в космос, в его организме произошел целый ворох изменений в работе отдельных генов. Часть из них исчезла после возвращения на Землю, но другие перемены никуда не пропали, включая изменения в работе иммунной системы и сетчатки глаз. Столь большое количество изменений говорит о том, что тело в прямом смысле пыталось приспособиться к совершенно новой, "чужой" среде обитания", — заявил Кристофер Мейсон, руководитель проекта NASA Twins Study.

Братья Келли участвовали в эксперименте НАСА: медики пытались оценить, как жизнь на орбите влияет на здоровье человека. Скотт и Марк — однояйцевые близнецы со схожим образом жизни, оба астронавты. Последнее обстоятельство сделало эксперимент максимально "чистым" и строгим.

Астронавт NASA Скотт Келли
Ученые назвали новую угрозу для длительной жизни в космосе
Забрав пробы крови и других тканей перед и после годичной командировки Скотта на МКС, медики НАСА сравнили их с аналогичными образцами, полученными от Марка. Так открылись интересные различия, которые вызвала жизнь в космосе.

К примеру, молекулярные биологи обнаружили, что так называемые теломеры, концевые участки хромосом, защищающие их от поломок, стали в космосе длиннее. Это указывает на некоторое "омоложение" клеток Скотта Келли. С другой стороны, были и негативные изменения — микрофлора его кишечника стала другой, в организме командира МКС начали чаще появляться воспаления, а состояние его костей несколько ухудшилось из-за жизни в невесомости.

Недавно Мейсон и его коллеги проанализировали, как поменялась структура ДНК и активность некоторых генов Скотта Келли. Как шутят ученые, теперь его нельзя считать полноценным близнецом Марка, примерно семь процентов его генов работают совсем не так, как они функционировали до полета на МКС.

Спускаемая капсула корабля Союз ТМА-18М с участником годовой миссии Скоттом Келли. 2 марта 2016
Брат-близнец астронавта Келли не нашел в нем существенных изменений
Помимо участков ДНК, связанных с работой иммунитета и глаз, сильнее всего поменялась работа тех генов, которые отвечают за формирование костей, починку мутаций и реакцию на недостаток кислорода и избыток углекислого газа. По словам генетиков, не все эти изменения были однотипными — часть генов была "отключена", а другие, наоборот, стали более активными.

Команда Мейсона еще не завершила анализ данных. Сейчас ученые пытаются найти так называемые космические гены, отвечающие за приспособление человека к жизни в невесомости. Их открытие, как надеются биологи, поможет понять, как лучше всего защитить человека при полете на Марс или при жизни на поверхности Луны и прочих небесных тел.