Ученые: первые картины мира нарисовали неандертальцы

© Фото : P. SauraРисунки неандертальцев из пещеры Ла-Пасьега в ИспанииРисунки неандертальцев из пещеры Ла-Пасьега в Испании

МОСКВА, 22 фев – РИА Новости. Повторная датировка самых древних образцов наскальной живописи из Испании показала, что они были нарисованы не кроманьонцами, а неандертальцами примерно 65 тысяч лет назад.Это в очередной раз опровергает миф о "неотесанности" первых аборигенов Европы, говорится в статьях, опубликованных в журналах Science и Science Advances.

Пещера Порк-Эпик в Эфиопии
Ученые открыли древнейшую "картинную галерею" в пещере в Эфиопии
"Многие из моих коллег были просто поражены этими открытиями. Многие антропологи раньше считали наскальную живопись одной из тех вещей, которые разделяют современных людей и неандертальцев. Это открытие заметно сокращает разрыв между нами и нашими древними кузенами, но не ликвидирует его", — прокомментировал открытие Жан-Жак Ублин (Jean-Jacques Hublin), известный антрополог из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия).

О чем мечтали неандертальцы

Наскальная живопись и другие проявления изобразительного искусства древних людей – "палеолитические венеры" и прочие статуэтки – раньше считались исключительной чертой наших предков, проникших на территорию Европы около 45-40 тысяч лет назад. Впоследствии ученые начали предполагать, что и неандертальцы умели рисовать, а самые древние рисунки предков людей – изображения свиней-бабирусс и других животных – были открыты не в Европе, а в Юго-Восточной Азии.

На самом деле, как сегодня считают палеонтологи и антропологи, изобразительное искусство зародилось гораздо раньше, как минимум 100 тысяч лет назад, еще до исхода человека из Африки, просто рисунки тех времен не дожили до нас из-за экваториального климата и их почтенного возраста. К примеру, в 2011 году ученые нашли предположительную "палитру" – раковину моллюска, покрытую краской — и рабочие инструменты древних художников возрастом в 100-150 тысяч лет, проводя раскопки в пещере Бломбос в ЮАР.

© J. ZilhãoРакушки, игравшие роль палитр для неандертальских художников из пещеры Авионес
Ракушки, игравшие роль палитр для неандертальских художников из пещеры Авионес

Алистер Пайк из Бристольского университета (Великобритания) и его коллеги нашли первые однозначные доказательства того, что неандертальцы действительно обладали не менее продвинутым интеллектом, чем кроманьонцы, и умели рисовать, изучая живопись и артефакты, найденные в пещерах Ла Пасьега, Мальтравьесо и Ардалес на северо-востоке, западе и юге Испании.

Проблема, как объясняет британский археолог, заключается в том, что возраст наскальной живописи невозможно вычислить напрямую. Древние художники использовали минеральные краски, не содержащие в себе органики и углерода, по которому обычно оценивают древность тех или иных артефактов, из-за чего их датировка обычно проводилась косвенным образом, по возрасту отложений на дне пещере или особенностям в структуре орудий труда, найденных рядом с рисунками.

Череп глухого неандертальца, найденный в пещере Шанидар на севере Ирака
Неандертальцы заботились о стариках и инвалидах, доказали ученые

Шесть лет назад Пайк и его коллеги нашли способ обойти это непреодолимое препятствие. Они заметили, что на поверхности многих рисунков возникает тонкая пленка из известняка и других минералов, внутри которой содержатся небольшие вкрапления атомов урана, которые постепенно распадаются и превращаются в торий. Оба этих металла вымываются из подобной пленки с разной скоростью, что позволяет очень точно вычислить время ее формирования, измерив их доли в нижних и верхних слоях известковых отложений.

Первые живописцы Европы

Как отмечают ученые, найти подобные пленки в трех испанских пещерах было невероятно сложно – этому мешало и отсутствие крупных источников воды внутри них, а также то, что подобные отложения крайне сложно отделить от стены, не повредив рисунок. Тем не менее, сделать это удалось, и первые же замеры долей урана и тория указали на невероятный факт – оказалось, что все картины в этих трех пещерах были написаны их обитателями 65-74 тысячи лет назад.

"Подобные даты говорят нам о том, что эта живопись была нарисована примерно за 20 тысяч лет до того, как в Европе появились первые люди современного типа. Поэтому мы можем с уверенностью говорить о том, что авторами этих рисунков являются неандертальцы", — поясняет Пайк.