Биологи из России выяснили, как работает яд черной гадюки - РИА Новости, 06.06.2017

Биологи из России выяснили, как работает яд черной гадюки

МОСКВА, 6 июн – РИА Новости. Российские ученые раскрыли секрет работы яда черных гадюк из лесов и степей центральной полосы России, выяснив, как содержащимся в нем молекулам удается "склеивать" оболочки нервных клеток и мешать им работать, говорится в статье, опубликованной в журнале Toxicon.

Яды и токсины многих животных и микробов сегодня используются учеными и медиками в качестве лекарств, реактивов и других полезных соединений. К примеру, яд черных мамб позволил французским биологам создать очень эффективное обезболивающее мамбалгин, не вызывающее зависимости, как опиаты, а яд морских улиток-конусов – найти супербыстрый аналог инсулина.

Иван Болдырев из Института биоорганической химии РАН в Москве и его коллеги нашли объяснение достаточно старой загадке – как работает яд черных гадюк, или гадюк Никольского, живущих почти во всех лесах средней полосы России между Санкт-Петербургом и Воронежом.

Оса вида Polybia paulista, чей яд избирательно уничтожает раковые клетки
Ученые выяснили, как яд бразильской осы "чисто" убивает раковые клетки

Ключевым компонентом ее яда, как рассказывают ученые, является фермент фосфолипаза А2, блокирующий работу нервных клеток жертвы змеи. Схожие белки присутствуют в ядах многих других животных, в том числе скорпионов и прочих змей, однако яд черных гадюк необычен в том плане, что блокировка его активной части обезвреживает токсин не полностью, и он продолжает нарушать работу нейронов.

Болдырев и его коллеги выяснили, почему это происходит, пометив искусственные аналоги оболочек клетки при помощи специальных светящихся молекул, позволявшим ученым следить за тем, как молекулы токсинов черной гадюки и ее близкого родича, степной гадюки (Vipera urscinii), присоединяются к ним.

Эти опыты привели к неожиданным результатам – оказалось, что яд черной гадюки не только разрушает, но и склеивает между собой мембраны клеток, к которым он присоединяется, если эти они заряжены отрицательно. Это происходит даже в том случае, если один из двух центров активности этого фермента заблокировать, лишив его доступа к ионам кальция, необходимым для его работы. Это объясняет то, почему классические методы борьбы с фосфолипазой А2 не работают в случае с этим ядом.

Улитка-конус, один из самых опасных моллюсков в море
Ученые из России создают анальгетики на базе яда "моллюска-убийцы"

Как надеются ученые, полученные ими данные помогут нам понять, как работают яды змей, состоящие из нескольких компонентов, что поможет в поисках лекарств и других полезных молекул в их составе, а также позволит выяснить, как они действуют на разные типы клеток.