"Хаббл" получил новые фотографии гейзеров на Европе - РИА Новости, 14.04.2017

"Хаббл" получил новые фотографии гейзеров на Европе

© NASA/ESA/W. Sparks (STScI)/USGS Astrogeology Science CenterФотографии гейзеров на Европе, полученные "Хабблом" в 2014 и 2016 годах
Фотографии гейзеров на Европе, полученные Хабблом в 2014 и 2016 годах

МОСКВА, 14 апр — РИА Новости. Орбитальная обсерватория "Хаббл" получила новые фотографии 100-километровых гейзеров на поверхности Европы, возникших в той же точке планеты, в которой они были найдены три года назад, говорится  в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

"Не все из нас так считают, но, на мой взгляд, это открытие заставляет нас оптимистично смотреть на признаки существования гейзеров на Европе. Повторный всплеск в том же самом месте говорит нам о том, если выражаться языком статистики, что это не может произойти случайно. Мы пытались найти иные объяснения этому, в том числе наличие неполадок в инструментах. Ничего такого не нашлось, и большинство из нас думает, что гейзеры реальны", — заявил Уильям Спаркс (William Sparks) из Института космического телескопа в Балтиморе (США).

Тайны водных миров

На Европе — одном из четырех крупнейших спутников Юпитера, открытых еще Галилеем, под многокилометровым слоем льда существует океан жидкой воды. Ученые считают океан Европы одним из вероятных прибежищ внеземной жизни. В последние годы астрономы выяснили, что этот океан обменивается газами и минералами со льдом на поверхности, а также подтвердили наличие в нем веществ, необходимых для существования микробов.

Так художник представил себе фонтан воды, вырывающейся из-под ледяной “шубы” ЕвропыФонтан на комбинированной версии снимков, полученных при помощи телескопа Хаббл
Астрономы обнаружили "фонтаны" жидкой воды у южного полюса Европы

Первые возможные следы существования гейзеров на Европе были найдены еще в 2012 году, когда американский астроном Лоренц Рос (Lorenz Roth) обнаружил на ультрафиолетовых фотографиях Европы, полученных при помощи "Хаббла", следы необычных светлых пятен в районе южного полюса планеты. Рос и его команда посчитали эти пятна извержениями гейзеров, поднимающихся на гигантскую высоту в десятки километров от поверхности Европы.

Эти наблюдения привлекли внимание ученых из НАСА, и они провели в 2014 году несколько дополнительных сессий наблюдений за Европой, в ходе которых "Хаббл" зафиксировал три эпизода извержения гейзеров. Не все ученые, как отмечает Спаркс, поверили в это и посчитали снимки "Хаббла", полученные на пределе его разрешающей способности, плодом артефактов и сбоев в инструментах.

Это заставило Спаркса и научный коллектив "Хаббла" провести серию дополнительных наблюдений за Европой в попытке доказать, что они были правы, а скептики ошибались. Для этого им понадобились не только мощности телескопа-ветерана, но и помощь из прошлого.

Так художник представил себе извержения гейзеров на ЕвропеИзвержения гейзеров на Европе (снизу)
НАСА обнаружило гейзеры на Европе, спутнике Юпитера

Помощь из прошлого

Ученые НАСА вели наблюдения за гейзерами по уже отработанной методике — они следили за планетой в тот момент, когда она проходила по яркому диску Юпитера, и пытались найти темные пятна на поверхности Европы, возникавшие в тот момент, когда гейзеры выбрасывали воду в космос и закрывали собой ультрафиолетовое сияние планеты-гиганта.

© NASA/ESA/W. Sparks (STScI)/USGS Astrogeology Science CenterNASA/ESA/W. Sparks (STScI)/USGS Astrogeology Science CenterМесто на поверхности Европы, где предположительно возникли гейзеры 2013 и 2016 годов
Место на поверхности Европы, где предположительно возникли гейзеры  2013 и 2016 годов

Это им удалось сделать в конце февраля прошлого года, когда следы активности гейзеров появились в том же регионе на южном полюсе Европы, где они были найдены в марте 2014 года. На этот раз гейзеры были еще более активными, чем три года назад, и высота их выбросов, по оценкам Спаркса и его коллег, достигала около 100 километров.

Дополнительным подтверждением того, что в этой части Европы могут возникать гейзеры, стали инфракрасные снимки с зонда "Галилео", полученные в конце 1990-х годов. На них, по словам ученых, можно увидеть, что та часть Европы, где возникают найденные ими гейзеры, примерно на 2-3 градуса теплее других регионов планеты. Это говорит о том, что лед под ней заметно тоньше и что под ним скрывается теплый океан, периодически прорывающийся наружу.

Гейзеры на поверхности Энцелада, его океан и подогревающее его пористое ядроСлева – снимок с Кассини, справа – компьютерная модель, наложенная на фотографиюИзображение спутника Сатурна Энцелада, запечатленное космическим аппаратом Кассини
Ученые раскрыли тайну рождения теплых гейзеров на Энцеладе

Пока остается непонятным, как рождаются гейзеры — мощности приливных сил Юпитера, как признают ученые, не хватает для того, чтобы разламывать достаточно толстый ледовый щит Европы и помогать воде проникать через него. Как надеются ученые, пролеты зонда "Европа-Клипер" через выбросы гейзеров помогут раскрыть эту тайну, а также выяснить, существует ли жизнь в водах Европы или нет.