Астрономы впервые получили фотографии "нитей" темной материи - РИА Новости, 12.04.2017

Астрономы впервые получили фотографии "нитей" темной материи

© Фото : S. Epps & M. Hudson / University of WaterlooНить темной материи, соединяющая галактики
Нить темной материи, соединяющая галактики

МОСКВА, 12 апр – РИА Новости. Канадские астрофизики впервые смогли сфотографировать "пуповины" из темной материи, соединяющие галактики, измерить их массу и доказать, что "паутина" из таких нитей покрывает всю Вселенную, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

"Десятилетия назад наши коллеги предсказали, что все галактики находятся внутри "паутины" из темной материи, нити которой соединяют между собой отдельные "семьи звезд" в ней. Полученные нами изображения переводят эту дискуссию из теоретической плоскости в ту сферу, где мы что-то можем увидеть и измерить", — заявил Майкл Хадсон (Michael Hudson) из университета Ватерлоо (Канада).

Считается, что Вселенная по своей структуре похожа на гигантскую трехмерную паутину. Ее нити представляют собой скопления темной материи, так называемые филаменты. В точках пересечения этих нитей находятся плотные комки видимой материи — отдельные галактики и группы звездных мегаполисов.

Нить из темной материи, обнаруженная телескопом Хаббл в созвездии Возничего
"Хаббл" получил 3D-снимки "пуповины" из темной материи

В июле 2012 года астрофизики смогли обнаружить одну из таких паутинок, соединяющих галактики Abell 222 и Abell 223, благодаря искажениям в свете далеких звезд, которые вызывала темная материя. В последствии  "Хаббл" получил трехмерные снимки таких "пуповин", изучая галактики в скоплении MACSJ0717 в созвездии Возничего.

Хадсон и его коллега Сет Эппс (Seth Epps) из Института теоретической физики Perimeter в Ватерлоо (Канада) сделали следующий шаг и составили коллективный "портрет" множества таких отдельных нитей "космической паутины" Вселенной, изучая снимки сверхярких галактик, полученные в рамках инфракрасного Слоановского цифрового обзора неба SDSS-III.

Галактики Abell 222 и Abell 223, соединенные тонкой нитью темной материи массой в 30 наших галактик
Ученые увидели темную материю между галактиками по искривлению света

Для поиска этих "пуповин" ученые использовали уже отработанную методику – они следили за тем, как нити темной материи искривляли свет звезд далеких галактик, расположенных за ними, и определяли ее размеры и массу по комбинации таких искривлений. В общей сложности ученым удалось обнаружить и сфотографировать около 23 тысяч нитей темной материй между парами ярких галактик, удаленных от нас в среднем на 4,5 миллиарда световых лет.

Объединение таких "фотографий" нитей темной материи в их коллективный портрет позволило Хадсону и Эппсу очень точно измерить их усредненную массу, размеры и другие свойства, и использовать полученные данные для составления, в свою очередь, портрета отдельного крупного фрагмента "паутины Вселенной", протянувшейся на несколько миллиардов световых лет.

Новая карта распределения темной материи во Вселенной
Темная материя оказалась более "гладкой", чем считали ученые

Он, как отмечают астрономы, в целом совпадает с тем, какие изображения этой "паутины" получались в ходе теоретических расчетов. К примеру, масса ее типичной нити  в 33 раза больше, чем у Млечного Пути, а самые "толстые" нити находятся между галактиками, удаленными друг от друга на относительно небольшое расстояние – около 100 миллионов световых лет.

Подобные результаты, как отмечают Эппс и Хадсон, не только подтверждают, что "паутина Вселенной" существует, и доказывает, что современные методики наблюдения за галактиками позволяют ее находить и изучать.