Ученые опубликовали "рецепт" зачатия ребенка от трех родителей

© Фото : Tom Ellenberger, Washington University School of Medicine in St. LouisТак художник представил себе процесс починки одиночных разрывов в спирали ДНКТак художник представил себе процесс починки одиночных разрывов в спирали ДНК

МОСКВА, 3 апр – РИА Новости. Американские молекулярные биологи и медики обнародовали полный протокол "сборки" зародышей с использованием генетического материала от трех родителей. Это поможет людям с дефектами ДНК продолжить свой род, говорится в статье, опубликованной в журнале Reproductive BioMedicine Online.

"В последние несколько лет появились технологии, позволяющие врачам отделять зародыши с поврежденными митохондриями от здоровых эмбрионов, используя сложные процедуры диагностики после зачатия в пробирке. Авторы статьи  впервые смогли заменить часть "сломанных" митохондрий на нормальные версии в таких яйцеклетках, используя тельца из донорских яйцеклеток", — прокомментировал открытие Барт Фаузер (Bart Fauser), главный редактор журнала.

Третья жизнь

Человеческие клетки содержат множество обособленных структур — так называемых митохондрий, которые играют важнейшую роль: конвертируют питательные вещества в молекулы АТФ, универсальной клеточной энерговалюты. Проблемы в работе митохондрий ученые связывают с развитием старости и дряхлением организма.

Модель молекулы ДНК
Ученые признали зачатие ребенка от трех родителей небезопасным

Митохондрии уникальны тем, что обладают собственной ДНК, содержащей инструкции по ее сборке и работе. Нарушения в ней в комбинации с мутациями в "нормальной" ДНК приводят к тому, что конвейер сборки АТФ ломается, из-за чего клетки начинают постоянно голодать и гибнуть. Носители дефектных митохондрий обычно умирают в раннем возрасте, а в некоторых случаях, к примеру при развитии синдрома Ли у матери, почти все зародыши умирают в первые недели после зачатия.

Семь лет назад казахстанско-американский биолог Шухрат Миталипов нашел решение этой проблемы – он и его коллеги разработали особую методику пересадки ДНК, которая позволяла "выдрать" ядерную ДНК из оплодотворенной яйцеклетки с мутантными митохондриями и пересадить ее в пустую яйцеклетку.

В 2009 году Миталипов и его коллеги продемонстрировали почти стопроцентную работоспособность этой методики в опытах на обезьянах, а в сентябре прошлого года китайские ученые, работавшие в Мексике, сознались, что нелегально провели подобную операцию на человеческом зародыше и она завершилась успешно.

Найден способ избежать передачи генетических заболеваний по наследству

Впоследствии аналогичное признание сделали украинские медики, заявившие о рождении ребенка и двух успешных беременностях при "зачатии от трех родителей". И тот и другой случай вызвали в научном мире очередной скандал, связанный с генетикой, генной терапией и безопасностью и этичностью ее применения.

Мама, мама и папа

"Авторы" этого скандала, Джон Чжан (John Zhang), генетик из Центра репродуктивной медицины Нью-Хоуп в Нью-Йорке, и его коллеги, опубликовали результаты своего эксперимента и его полную методику, фактически отпраздновав день рождения ребенка, которому 6 апреля исполняется год.

Воспользовавшись методикой Миталипова, Чжан и его коллеги извлекли генетический материал и другие компоненты ядра из яйцеклетки 36-летней женщины из Иордании, страдавшей от синдрома Ли, и перенесли их в донорскую яйцеклетку, очищенную от ДНК.

Молекула ДНК. Архивное фото
На Украине родился ребенок с генетическим материалом трех родителей

Как подчеркивают ученые, для этого они использовали особенную форму электрофореза, которая позволяет чисто перенести генетический материал из одной клетки в другую и обойтись без вирусов, которые обычно применяются для подобных молекулярных операций. В общей сложности команда Чжана провела четыре подобные процедуры для четырех яйцеклеток, около 20% митохондрий которых были повреждены.

Все эти процедуры, по словам медиков, завершились удачно и число поврежденных митохондрий в клетках будущих зародышей снизилось до 2-9%, то есть достигло относительно нормального значения. Выбрав один из зародышей, биологи отправили его в Мексику, где имплантация таких структур в утробу матери не считается нелегальной, как в США.

Беременность, как отмечают исследователи, протекала без каких-либо осложнений, и примерно год назад родился здоровый мальчик Абрахим Хасан (Abrahim Hassan), не страдавший от синдрома Ли и связанных с ним нарушений развития мозга и других органов. Все это, как считает Чжан, указывает на безопасность применения методики "зачатия от трех родителей" в клинической практике. Тем не менее Чжан и его коллеги будут следить за здоровьем мальчика в течение первых 18 лет его жизни для поиска возможных негативных эффектов.

Новорожденный. Архивное фото
В Мексике родился ребенок с генетическим материалом трех родителей

Миталипов и его коллеги не согласны с утверждением команды Чжана – в прошлом году они опубликовали статью, в которой показали, что часть материнских митохондрий, остающихся в зародыше, со временем может полностью заменить пересаженные "энергостанции" и тем самым обнулить смысл подобной трансплантации. Они призвали Чжана и других медиков прекратить делать такие операции до выяснения того, почему поврежденные митохондрии вытесняют нормальные версии.

Несмотря на предупреждения ученых, регулирующие органы некоторых стран, в частности Великобритании, уже одобрили несколько пилотных проектов по адаптации этой процедуры в легальной медицинской практике. В других государствах, в том числе и в США, такая процедура продолжает оставаться недопустимой с точки зрения права.