Ученые из США заразили беременную обезьяну вирусом Зика - РИА Новости, 12.09.2016

Ученые из США заразили беременную обезьяну вирусом Зика

© REUTERS / Jorge SilvaМакака с детенышем в зоопарке Таиланда
Макака с детенышем в зоопарке Таиланда
Биологи впервые заразили беременную обезьяну вирусом Зика и продемонстрировали, что попадание вируса в плаценту и в ткани зародыша ведет к развитию микроцефалии и других нарушений, которые сегодня ассоциируются с этой эпидемией.

МОСКВА, 12 сен – РИА Новости. Биологи впервые заразили беременную обезьяну вирусом Зика и продемонстрировали, что попадание вируса в плаценту и в ткани зародыша ведет к развитию микроцефалии и других нарушений, которые сегодня ассоциируются с этой эпидемией, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

В начале марта этого года нейрофизиологи из США заявили, что причиной развития микроцефалии у ребенка при заражении беременных женщин вирусом Зика является то, что частицы этого патогена хорошо проникают в стволовые клетки, "заготовки" будущей нервной ткани, и вызывают их массовую гибель.

Чуть позже, в мае этого года, ученые обнаружили, что вирус поражает не только мозг, но и сетчатку глаз зародышей, вызывая слепоту или же серьезные проблемы со зрением, используя те же механизмы, что и в клетках мозга. Изначально биологи считали, что такое может происходить только в утробе матери, и что повторное заражение мозга и глаз вирусом Зика не возможно в принципе.

Кристина Уолдорф (Kristina Waldorf) из университета Вашингтона (США) и ее коллеги подтвердили, что все это происходит не только в культурах клеток в пробирке, но и в живом организме, проведя первые в мире опыты по заражению беременной свинохвостой макаки (Macaca nemestrina) вирусом Зика на последнем триместре беременности.

Врач берет кровь у младенца с микроцефалией в Жуан-Песоа, Бразилия
Ученые выяснили, почему вирус Зика может вызывать микроцефалию

Заразив пять самок большими количествами вируса Зика на 119 дне беременности, ученые проследили за тем, как появление вируса в организме примата влияло на формирование глубинных тканей мозга и его коры в зародыше в их утробе. Все зародыши были хирургически извлечены из тела обезьян примерно через 50 дней после заражения, и до этого ученые наблюдали за состоянием мозга зародыша при помощи магнитно-резонансного томографа.

Во всех случаях ученые зафиксировали характерные изменения в структуре мозга, которые ассоциируются с развитием микроцефалии у человеческих детей – резкое сокращение в объемах и площади коры мозга и незначительные нарушения в ее структуре, а также схожие проблемы в развитии белого вещества мозга.

Как показал анализ концентрации вируса в организме зародыша, все эти изменения были вызваны именно Зикой – число вирусных частиц во всех органах эмбриона, кроме плаценты и мозга, оставался почти на нулевом уровне. Что интересно, ни один другой вирус, похожий на Зику – возбудители лихорадки денге, нильского энцефалита или чикунгуньи – не вызывали таких аномалий и не могли проникнуть в мозг детенышей приматов.

Мать держит свою больную микроцефалией дочь в Ресифи, БразилияМини-мозг, выращенный в пробирке. Зеленым отмечены рецепторы AXL
Ученые выяснили, как вирус Зика убивает клетки будущего мозга зародыша

Длительное присутствие вируса в плаценте, как считают ученые, может объяснять то, почему Зика действует на зародыш таким образом. Плацента, как и остальное тело будущего ребенка или детеныша, обособлена от иммунной системы матери, и проникновение вируса туда создаст ему "комфортные" условия для жизни. Дальнейшее изучение этого процесса на примере толстохвостых макак, по мнению Уолдорф и ее коллег, даст ученым необходимые данные для поиска способа предотвращения развития микроцефалии при заражении беременных женщин.