Ученые нашли основную причину ожирения - РИА Новости, 27.07.2016

Ученые нашли основную причину ожирения

Группа исследователей из Питтсбургского университета (США) обнаружила ген, повышающий риск ожирения на 30-40 процентов.

МОСКВА, 27 июл — РИА Новости. Группа исследователей из Питтсбургского университета (США) обнаружила ген, повышающий риск ожирения на 30-40 процентов. Выявленный вариант гена является самым мощным из всех наследственных факторов, обнаруженных в организме человека до сих пор. Работа исследователей опубликована в журнале Nature Genetics.

Избыточный вес
Ученые: даже незначительный лишний вес может сократить срок жизни

Команда ученых во главе со Стивеном МакГарви (Stephen McGarvey) провела исследования генома более пяти тысяч коренных жителей архипелага Самоа. Выбор пал на самоанцев, поскольку в этом регионе зафиксирован один из наиболее высоких показателей заболеваемости ожирением в мире.

Выяснилось, что примерно четверть исследуемых имеют конкретный вариант гена CREBRF, который способствует увеличению индекса массы тела на полтора процента. Например, для человека среднего роста весом в 82 килограмма дополнительная масса составит 4,6 килограмма.

CREBRF заставляет жировые клетки сохранять больше жира и выделять меньше энергии, отмечают исследователи. Это свойство эффективно в периоды нехватки пищи, однако при избытке продуктов оно приводит к появлению лишнего веса.

"Несмотря на то что мы нашли вариант гена с разумным биологическим механизмом, он (вариант CREBRF) — это лишь одна из множества причин высоких показателей индекса массы тела и заболевания ожирением среди самоанцев", — сообщил Стивен МакГарви.

Другие факторы заболевания — снижение физической активности коренного населения архипелага Самоа и изменение их рациона в рамках глобального тренда на употребление высококалорийной пищи.

Человек на весах
Ученые выяснили, как жир вызывает болезни

Ученые связывают наличие гена с историей колонизации тихоокеанских островов: около 3500 лет назад предки самоанцев начали осваивать 24 главных островных группы Полинезии. Для этого им приходилось тратить много энергии — перемещаться с острова на остров, и выживать в новой среде. Проблема нынешнего населения архипелага Самоа в том, что такой ген им больше не нужен, и это, по мнению исследователей, объясняет наличие лишнего веса у подавляющего большинства самоанцев.

"Двести лет назад самоанцы не страдали от ожирения. Быстро изменялся не сам ген, стремительно менялась питательная среда", — отметил МакГарви.

Ученые отметили, что CREBRF практически не встречается среди европейцев, африканцев и жителей стран Восточной Азии.