"Хаббл" поймал редчайшую галактику-космического "головастика"

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 29 июн – РИА Новости. Орбитальная обсерватория "Хаббл" получила фотографии одного из самых редчайших объектов Вселенной – галактики-"головастика" LEDA 36252, изучение которой поможет ученым раскрыть тайну рождения Вселенной, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Так называемые галактики-"головастики" являются одними из самых редких объектов во Вселенной – на каждые 10 тысяч обычных галактик приходится всего 20 подобных скоплений звезд. Они получили такое имя из-за их характерной формы – они похожи не на шары или спирали, как все остальные галактики, а на своеобразные "кляксы" из звезд, похожие по форме на головастиков земноводных.

Такую форму они приобрели в результате того, что в недавнем прошлом они столкнулись с другими "звездными мегаполисами", в результате чего часть звезд и газа из их "рукавов" была выброшена в межгалактическую среду, образовав сияющий хвост длиной в десятки тысяч световых лет.

Через несколько десятков или сотен миллионов лет хвост у этих "головастиков", как и у их живых аналогов, отомрет, превратившись в россыпь мелких карликовых галактик. Они станут спутниками спиральной галактики, в которую превратится центральное ядро бывшего "головастика".

Космическая гусеница - газопылевая туманность IRAS 20324+4057
Телескоп "Хаббл" увидел космического "головастика"

Такие галактики, как рассказывает Дебра Элмегрин (Debra Elmegreen) из колледжа Вассар в Нью-Йорке (США), достаточно часто встречались в юной Вселенной, однако сегодня почти все они исчезли, и все известные нам "головастики", расположенные достаточно близко к Млечному Пути, населены пожилыми красными звездами, относительно небольшими по своим размерам.

Первые качественные фотографии галактики LEDA 36252, полученные "Хабблом" недавно, указали на то, что она "нарушает" это правило – в ней Элмегрин и ее коллеги нашли два десятка скоплений молодых голубых звезд с общей массой в несколько миллионов Солнц, которые возникли внутри этого "головастика" совсем недавно.

Их спектр показывает, что эти звезды являются аналогами первых светил Вселенной – в их недрах почти не содержится астрономических "металлов", элементов тяжелее водорода и гелия. Как предполагают ученые, они возникли в LEDA 36252 после того, как эта галактика недавно поглотила крупные сгустки так называемого "чистого" межгалактического газа, первичной материи Вселенной.

Таким образом, дальнейшее изучение этой галактики поможет ученым не только понять, как возникают и как эволюционируют подобные космические "головастики", к числу которых в далеком прошлом, как считают ученые, относился Млечный Путь, но и изучить аналоги первых звезд мироздания, расположенные относительно близко к нам.