Биологи выяснили, почему жизнь не может существовать без воды

© Fotolia / psdesign1Модель молекулы ДНКМодель молекулы ДНК

МОСКВА, 21 июн – РИА Новости.  Биологи из США пришли к выводу, что уникальная роль воды в формировании жизни обусловлена тем, что она критически важна для свертывания молекул белков и приобретения ими правильной формы, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

"Долгое время наши коллеги пытались понять, как вода взаимодействует с белками. Этот вопрос является фундаментальной проблемой в биологии, который касается того, как устроены белки, насколько они стабильны, как они меняются и как они работают. Мы полагаем, что у нас есть основания считать, что вода управляет флуктуациями белковых молекул на временных промежутках порядка пикосекунды", — заявил Дунпин Чжун (Dongping Zhong) из университета штата Огайо в Коламбусе (США).

Чжун и его коллеги пытались найти ответ на главный "вечный" вопрос биологии и истории развития жизни на Земле – почему именно вода стала тем "растворителем", в котором происходят все реакции внутри нашего организма и внутри всех живых клеток. На этот вопрос есть множество философских ответов, однако конкретного объяснения того, почему вода является уникальной для жизни молекулой, у ученых пока не было.

Авторы статьи нашли один из вариантов того, почему вода стала главной "жидкостью жизни", наблюдая за тем, как один из самых сложных и важных белков в наших клетках – ДНК-полимераза – чинит и копирует спирали генетического кода. Их интересовал не сам процесс сборки молекул ДНК, а то, как перемещались молекулы воды вокруг ДНК-полимеразы.

Ученые работают в лаборатории
"Кирпичики жизни" могут формироваться на межзвездных частичках льда

Так как молекулы воды и белка двигаются очень быстро, ученым пришлось пойти на хитрости для наблюдения за их движением – к примеру, они встроили в полимеразу аминокислоту триптофан, отсутствующую в ней в природе, которая светилась при облучении лазером и "подсвечивала" окружающую воду.

Подобное свечение возникает и гаснет очень быстро, что позволило команде Чжуна следить за сдвигами воды и молекулы белка с частотой в 10 триллионов кадров в секунду.

Данные наблюдения показали, что вода играет ключевую роль в процессе свертывания белка и удерживании им нужной формы, ограничивая движение "хвостов" ДНК-полимеразы в некоторые стороны. Это не давало белку рассыпаться на части и принять новую, неправильную форму, в которой его функции были бы нарушены. В выражении Чуна, молекулы воды образуют своеобразные "сети", которые гонят хвосты белка в нужные стороны.

Как подчеркивает биолог, данный вывод не означает, что вода обладает некой "памятью" или "структурой" – ее влияние на структуру белка обусловлено тем, как соединены друг с другом аминокислоты и как они взаимодействуют между собой и с молекулами воды. По всей видимости, это свойство могло помочь жизни появиться в "супе" из аминокислот и прочих кирпичиков жизни в первичном океане Земли 3,5-3,8 миллиарда лет назад.