Японские физики улучшили российский "тухлый" сверхпроводник - РИА Новости, 16.06.2016

Японские физики улучшили российский "тухлый" сверхпроводник

© AP Photo / Binsar BakkaraДобыча серы из кратера вулкана Иджен, Индонезия
Добыча серы из кратера вулкана Иджен, Индонезия
Физики из Японии пришли к выводу, что дисульфид пентаводорода - соединение двух атомов серы и пяти атомов водорода – может обладать сверхпроводящими свойствами при почти комнатных температурах.

МОСКВА, 16 июн – РИА Новости. Физики из Японии пришли к выводу, что дисульфид пентаводорода — соединение двух атомов серы и пяти атомов водорода – может обладать сверхпроводящими свойствами при почти комнатных температурах, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

В августе 2015 года в журнале Nature появилась крайне необычная научная статья, опубликованная рядом российских и немецких ученых под руководством Михаила Еремеца и Александра Дроздова, работающих сегодня в Институте химии в Майнце (Германия).

Установка Луч в Российском федеральном ядерном центреЭлемент экспериментальной установки в Институте ядерной физики в Гейдельберге
Физики нашли квантовые эффекты в российских "тухлых" сверхпроводниках
Еремец, Дроздов и их коллеги изучали то, как меняются проводящие свойства различных веществ при сверхвысоких давлениях, превышающих атмосферное в сотни тысяч и миллионы раз. Экспериментируя с сероводородом, основным "виновником" специфического запаха у протухших яиц, ученые обнаружили, что он превращается  в сверхпроводник.

Последующие эксперименты и модификации методики сжатия "тухлого" сверхпроводника позволили российско-германским физикам добиться того, что данное вещество оставалось сверхпроводящим даже при очень высоких температурах – в 70 градусов Цельсия ниже нуля. Подобная отметка достижима на Земле "природными" способами – в Антарктиде временами бывают и более низкие температуры.

Японские физики под руководством Такахиро Исикавы (Takahiro Ishikawa) из университета Осаки выяснили, что еще более интересными свойствами будет обладать другое похожее соединение – Н5S2, дисульфид пентаводорода, пытаясь раскрыть секрет сверхпроводимости у находки Еремеца и Дроздова.

Это вещество, как показывают компьютерные расчеты авторов статьи, возникает в результате сжатия сероводорода до давления, превышающего атмосферное в 1,1 миллиона раз (110 гигапаскаль). Это несколько меньше, чем требуется для создания российских "тухлых" сверхпроводников — Еремец и Дроздов сжали это вещество до 150 ГПа.

Сверхпроводящий дипольный магнит коллайдера Теватрон
Nature: "тухлые" сверхпроводники сделали физика из России ученым года

Максимальная температура, при которой оно остается сверхпроводником, такая же, как и у сероводрода – 70 градусов ниже нуля, однако при более низких давлениях она будет выше нее на 40 градусов Кельвина, что приближает нас к "комнатной" сверхпроводимости и созданию более эффективных низкотемпературных сверхпроводников.

Что интересно, дисульфид пентаводорода обладает смесью черт двух предположительных компонентов сверхпроводящего сероводорода – H3S и Н2S, на наличие которых намекали результаты анализа итогов эксперимента российско-германских физиков.

Как надеются Исикава и его коллеги, дальнейшее моделирование поведения H5S2 и других соединений серы поможет понять, из чего состоят "тухлые" сверхпроводники Еремеца и Дроздова, и как мы можем их улучшить, меняя соотношение атомов серы и водорода и заменяя водород на что-то иное.