Ученые смогли "разрезать" кота Шредингера на две половины

© Wang et al. / Science 2016Схема клетки для кота Шредингера, разрезанного пополамСхема клетки для кота Шредингера, разрезанного пополам

МОСКВА, 26 мая – РИА Новости. Физики из Йеля вывели новую "породу" кота Шредингера, "разрезав" его пополам – он может не только быть одновременно живым и мертвым, но и находиться сразу в двух разных точках, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Кот Шредингера — "участник" мысленного эксперимента, который был предложен австрийским физиком Эрвином Шредингером в 1935 году. Во время него в закрытый ящик помещаются кот и механизм, открывающий емкость с ядом в случае распада радиоактивного атома (что может случиться или не случиться).

В соответствии с принципами квантовой физики кот является одновременно и живым, и мертвым. Отсюда берет свое начало термин "квантовая суперпозиция" – совокупность всех состояний, в которых может одновременно находиться кот. Сегодня физики активно пытаются создать такого кота Шредингера, которого можно было бы увидеть невооруженным глазом.

Роберт Шоелкопф (Robert Schoelkopf) из Йельского университета (США) и его коллеги "вырастили" усовершенствованную модель такого квантового "животного", научившись разделять кота Шредингера на отдельные, но, тем не менее, зависящие друг от друга части.

"Ящик" для их кота представляет собой два особых микроволновых резонатора, внутри которых создаются такие условия, что фотоны, частицы света, могут существовать только на определенных длинах волн. Эти резонаторы связаны между собой при помощи замкнутого сверхпроводника, играющего роль искусственного атома.

Схема того, как ученые вывели атомного кота Шредингера
Физики создали атомного "кота Шредингера" длиной в 54 сантиметра

Если в эти камеры запустить несколько фотонов, "запутанных" между собой на квантовом уровне, то вся конструкция превращается в единого кота Шредингера, разделенного на две части – то, что происходит с фотонами в одном из резонаторов, будет отражаться на судьбе частиц во второй камере.

Что интересно, о существовании "кота" можно узнать только если открыть оба "ящика" — в противном случае наблюдатель увидит набор не связанных друг с другом фотонов.

Используя данную "клетку", физики смогли создать чрезвычайно больших котов Шредингера, состоявших в общей сложности из более 80 фотонов. Это приближает нас к реализации макроскопической версии эксперимента, в которой мы смогли бы видеть "кота" невооруженным глазом. С ее помощью физики смогут понять, почему мы не видим проявлений "странностей" квантовой механики в повседневной жизни.

По словам Шоелкопфа, их "кот" в первую очередь будет интересен физикам, занимающимся разработкой квантовых компьютеров, так как его клетка является одновременно и ячейкой квантовой памяти с пока рекордным сроком работы, и прибором для коррекции ошибок при квантовых вычислениях.