Астроном: в спорах вокруг пришельцев у KIC 8462852 царят псевдоученые - РИА Новости, 24.05.2016

Астроном: в спорах вокруг пришельцев у KIC 8462852 царят псевдоученые

© NASA / JPL-CaltechТак художник представил себе рой комет у звезды KIC 8462852
Так художник представил себе рой комет у звезды KIC 8462852
Американский астроном Брэдли Шефер рассказал РИА "Новости" о том, почему критики его статьи, свидетельствующей о "невозможном" снижении в яркости недавно открытой звезды KIC 8462852, ведут себя неподобающим для ученых образом и почему их выкладки неверны.

МОСКВА, 24 мая – РИА Новости. Американский астроном Брэдли Шефер рассказал РИА "Новости" о том, почему критики его статьи, свидетельствующей о "невозможном" снижении в яркости недавно открытой звезды KIC 8462852, ведут себя неподобающим для ученых образом и почему их выкладки неверны.

"Крайне печально, что сегодня в дискуссии вокруг звезды KIC 8462852 доминируют псевдоученые. К примеру, Хиппке и Лунд в первую очередь связались с прессой — я на все 100% знаю, что Хиппке сначала позвонил журналистам, и лишь потом опубликовал препринт своей статьи. Ни тот, ни другой никогда не видели фотопластинок из Гарварда, однако это им не помешало раскрутить историю в сети и поставить под угрозу все исследования данной звезды", — заявил Шефер, сотрудник университета штата Луизиана в Батон-Руже (США).

Научные "звездные войны"

В середине октября 2015 года Табета Бойяджиан (Tabetha Boyajian) из Йельского университета и ее коллеги рассказали о необычных флуктуациях в яркости звезды KIC 8462852 в созвездии Лебедя, которые могут указывать на присутствие в ее окрестностях так называемой сферы Дайсона, созданной сверхразвитой цивилизацией инопланетян.

Изначально ученые предполагали, что такое "моргание" звезды могло быть вызвано роем комет, закрывших ее свет от наблюдателей на Земле, однако в январе 2016 года Шефер обнаружил, что яркость KIC 8462852 непостижимым образом упала на 0,16 звездных величины за последний век, что поставило под сомнение эту теорию.

Так художник представил себе рой комет у звезды KIC 8462852
Ученые продолжают отрицать "инопланетность" звезды KIC 8462852

С ним не согласилась группа астрономов под руководством Михаэля Хиппке (Michael Hippke), списавшая колебания в яркости на ошибки при подготовке снимков. Шефер обвинил Хиппке и его коллег в научной нечистоплотности и представил список ошибок, которые те сделали при анализе фотопластинок. В мае этого года Хиппке и его коллеги представили новую версию анализа с учетом претензий Шефера, результаты которого от этого не поменялись.

"Вопреки слухам в соцсетях и в СМИ, не прав не я, а Хиппке и Лунд. Зафиксированные ими колебания в яркости всех звезд на пластинках, как легко бы выяснил любой астроном-профессионал, являются следствием двух простых ошибок", — объясняет Шефер.

"Звезда Табби"

Первая ошибка, по словам астронома, заключается в том, что его критики выбрали на пластинках те звезды, которые находятся слишком близко друг к другу и часто их изображения, особенно на изображениях с мелким масштабом, накладываются друг на друга. Это, по его словам порождает неожиданные всплески в яркости звезд, которых на самом деле не существует, и подобное поведение характерно в основном для тех фотопластинок, о которых пишут Хиппке и Лунд – о фотографиях, сделанных после 60 годов.

Звезда KIC 8462852, как отмечает Шефера, находится далеко от своих соседей и ее изображение не может накладываться ни на одно другое светило, что исключает возможность того, что она могла потускнеть на 0,19 звездной величины из-за подобных артефактов обработки фотопластинок.

Так художник представил себе галактическую цивилизацию Кардашева III типа, строящую сферу Дайсона
Планетное ДТП не могло создать сигналы пришельцев у звезды KIC 8462852

"Вторая ошибка заключается в том, что Хиппке и Лунд использовали каталог "Кеплера" для калибровки данных, а не рекомендованные Гарвардом данные из каталога APASS. Если мы просто посмотрим на кривые яркости звезд, подготовленные по данным "Кеплера", то мы увидим множество артефактов, а не ожидаемую идеальную прямую. Такую ошибку не смог бы сделать ни один ученый, когда-либо работавший с гарвардскими фотопластинами", — продолжает астроном.

Кометы, пришельцы или пыль?

По словам Шефера, он связался с другими группами астрономов, в том числе и с астрофизиками из Гарварда, и попросил их перепроверить его выкладки и данные, и они пришли к тем же результатам – яркость других звезд не менялась, тогда как "звезда Табби" действительно падала за прошедший век.

Более того – как отмечает ученый, Табета Бойяджиан связалась с ним и отметила, что данные "Кеплера" тоже показывают снижение в яркости звезды в последние 4 года. Схожие данные были получены российскими коллегами Шефера из Пулковской обсерватории, где велись аналогичные наблюдения при помощи фотопластинок с 1922 года.

Поэтому, как считает Шефер, можно смело говорить о том, что яркость "звезды Табби" действительно заметно упала за последнее столетие, природу чего еще предстоит выяснить. Сегодня Бойяджиан и ее коллеги собирают средства на продолжение наблюдений за этим светилом — "Кеплер" теперь смотрит в другой уголок космоса – и Шефер предлагает пользователям сети поддержать ее, а не распространять ложные данные, подготовленные Хиппке и его коллегами.