Астрономы предлагают искать жизнь на планетах у престарелых звезд - РИА Новости, 17.05.2016

Астрономы предлагают искать жизнь на планетах у престарелых звезд

© NASAЗвезда-красный гигант поглощает планету
Звезда-красный гигант поглощает планету
Астрономы из института Сагана предлагают искать жизнь не только у двойников Солнца, относительно молодых звезд, но и у престарелых светил, превратившихся в красных гигантов.

МОСКВА, 17 мая – РИА Новости. Астрономы из института Сагана предлагают искать жизнь не только у двойников Солнца, относительно молодых звезд, но и у престарелых светил, превратившихся в красных гигантов, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Даже через многие миллионы лет после того, как наше заурядное желтое Солнце превратится в красного гиганта, жизнь все равно сможет существовать в определенных уголках Солнечной системы. То же самое будет характерно и для других планетарных систем. Планеты на ее дальних подступах растают, и они будут обитаемыми на протяжении сотен миллионов, если не миллиардов лет", — заявила Лиза Кальтенеггер (Lisa Kaltenegger) из Института Карла Сагана в Итаке (США).

Кальтенеггер и ее коллега Рамзес Суарес (Ramses Suarez) пришли к такому выводу, попытавшись вычислить, может ли жизнь существовать в окрестностях таких звезд в принципе, и определить размеры и положение так называемой "зоны жизни". Она представляет собой особый "бублик" орбит, на которых вода на поверхности планеты может быть жидкостью и поддерживать все реакции, необходимые для зарождения живых существ.

Все относительно небольшие звезды, похожие по размерам на Солнце или не превышающие его диаметра более чем в 7-8 раз, на последних этапах своей жизни "раздуваются", нагреваются и превращаются в красные гиганты. Подобная судьба ожидает наше светило через 4-5 миллиарда лет, и когда это произойдет, Солнце поглотит Меркурий и Венеру, а также превратит Землю и Марс в расплавленные шары из горных пород.

Изображение Плутона, полученное зондом New HorizonsГейзеры на поверхности Энцелада, его океан и подогревающее его пористое ядроВид на планету Земля из космоса
Ученый: Плутон превратится в обитаемую планету-океан через 5 млрд лет

Авторы статьи задумались, как такая трансформация светила может повлиять на обитаемость Солнечной системы, за исключением полного уничтожения жизни на Земле. Для этого они просчитали, как изменится положение "зоны жизни" и насколько долго планеты вроде Европы, Энцелада или даже Плутона будут находиться в ней до того, как Солнце "раздуется" еще больше и затем прекратит свое существование, превратившись в белого карлика.

Планеты-океаны Kepler-62e и Kepler-62f
Телескоп "Кеплер" нашел две потенциально обитаемых "планеты-океана"
Как показали их расчеты, превращение Солнца в красного гиганта приведет к тому, что "зона жизни" заметно вырастет по своим размерам – ее ширина будет в 80 раз больше, чем расстояние между Землей и Солнцем, и она "переедет", до так называемой "гелиевой вспышки", в район орбит планет-гигантов, а затем – уйдет за орбиту Плутона.

Каждый такой переезд будет происходить примерно через 200-500 миллионов лет, чего, по мнению Кальтенеггер и Суареса, должно хватить для зарождения примитивных форм жизни или "пробуждения" жизни, зародившейся в прошлые эпохи жизни Солнечной системы или занесенной туда с Земли.

Более того, как подчеркивает Кальтенеггер, длительность этих периодов может составлять единицы или даже несколько десятков миллиардов лет для менее крупных светил, что заметно увеличивает наши шансы на обнаружение "братьев по разуму" и примитивной жизни за пределами Солнечной системы. Поэтому авторы статьи предлагают искать жизнь не только у двойников Солнца, как это сейчас делает телескоп "Кеплер", но и у престарелых светил.