Физики усомнились в возможности существования "легкой" темной материи - РИА Новости, 23.04.2016

Физики усомнились в возможности существования "легкой" темной материи

© Фото : GSFC/Suomi NPP/VIIRS/Norman Kuring Так художник представил себе частицы темной материи, превращающиеся в свет на пути к Земле
Наблюдения за ядрами далеких галактик, проведенные при помощи телескопа "Ферми", показали, что многие сверхлегкие формы темной материи вряд ли существуют в нашей Вселенной.

МОСКВА, 23 апр – РИА Новости. Наблюдения за ядрами далеких галактик, проведенные при помощи телескопа "Ферми", показали, что многие сверхлегкие формы темной материи не существуют в нашей Вселенной, говорится в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

Темная материя — невидимая субстанция, о наличии которой можно судить только по ее гравитационному воздействию, она не взаимодействует с электромагнитными волнами, то есть не испускает, не поглощает и не отражает никакое излучение. На долю обычной материи приходится 4,9% массы Вселенной, на темную материю — 26,8%. Большинство физиков сегодня считает, что темная материя может состоять из тяжелых слабовзаимодействующих частиц — "вимпов" (Weakly Interacting Massive Particles — WIMP).

Так как "вимпы" до сих пор не были обнаружены, многие ученые начали считать, что на самом деле темная материя может иметь принципиально иную природу – она может представлять собой или своеобразную "жидкость", или тяжелые, но сильно взаимодействующие частицы-"симпы", или же крайне легкие частицы-аксионы, которые в несколько сотен тысяч раз легче, чем электроны.

Мануэль Майер из Стокгольмского университета (Швеция) и его коллеги по коллаборации "Ферми" представили первые практические свидетельства того, что аксионы не существуют в реальности, наблюдая за колебаниями в спектре галактик на протяжении шести лет.

Как объясняют ученые, аксионы, если они действительно существуют, должны особым образом взаимодействовать с фотонами, частицами света, если те проходят через сильные магнитные поля, существующие в окрестностях центральных черных дыр в галактиках или у магнетаров и других "намагниченных" компактных объектов.

Нити темной материи в созвездии Возничего. Съемка телескопа Хаббл
Частицы темной материи могут быть похожи на пионы, заявляют физики

Эти взаимодействия должны оставлять следы в спектре галактик, достаточно заметно понижая  интенсивность испускаемых ими гамма-лучей, а также делать Вселенную менее прозрачной из-за того, что аксионы, взаимодействуя с частицами света фонового излучения, будут порождать пары гамма-фотонов, "забивающих" гамма-лучи от звезд, галактик и других "точечных" объектов.

Коллаборация "Ферми" попыталась найти следы этого гамма-эха темной материи, наблюдая за скоплением Персея, крупной "семьей" галактик в одноименном созвездии, центральным элементом которого является галактика NGC1275.

Как показали эти наблюдения, во всем спектре гамма-излучения нет никаких следов того, что аксионы могут как-то влиять на поведение фотонов. Это означает, что аксионы или не существуют, или что их масса гораздо больше, чем предполагалось ранее. Второй сценарий маловероятен, но в принципе он возможен – в таком случае темная материя будет только из аксионов, а не еще и каких-то других частиц. Проверка такой теории потребует строительства и запуска в космос новых телескопов, способных работать на более высоких энергиях, чем "Ферми".