Эксперты ЕКА одобрили постройку космического гравителескопа LISA

© NASAТак художник представил себе космический детектор гравитационных волн eLISAТак художник представил себе космический детектор гравитационных волн eLISA

Эксперты ЕКА одобрили планы по созданию орбитальной гравитационной обсерватории eLISA и предложили ускорить ее постройку на пять лет.

МОСКВА, 18 апр – РИА Новости. Экспертная комиссия ЕКА одобрила планы по постройке орбитальной гравитационной обсерватории eLISA, прототип которой – телескоп LPF – был недавно удачно выведен в космос, и рекомендовала ускорить его запуск, перенеся время старта с 2034 на 2029 год, сообщает пресс-служба ЕКА.

Еще в 2001 году в НАСА и ЕКА зародилась идея создать космическую гравитационную обсерваторию LISA – набор из трех спутников, которые должны следить за колебаниями пространства-времени, наблюдая за тем, как гравитационные волны отклоняют ход лазерных лучей, которые соединяют все три аппарата LISA.

В 2011 году НАСА объявило о своем выходе из программы, после чего постройка и запуск LISA были отложены на неопределенный срок. Тем не менее, ЕКА продолжила работы по созданию экспериментального аппарата LISA Pathfinder (LPF), на борту которого ученые и инженеры сейчас отрабатывают технологии, необходимые для поддержания лазерного "треугольника".

Сегодня ЕКА опубликовала отчет экспертной комиссии, которую руководство Европейского космического агентства попросило оценить то, насколько целесообразно создание подобной обсерватории, стоимость которой, с очень большой долей вероятности, превысит миллиард евро, учитывая, что гравитационные волны уже были обнаружены на наземном детекторе LIGO.

Гравителескоп LISA Pathfinder в развернутом виде
Гравителескоп LISA Pathfinder перешел в "научный" режим работы

Как отмечается в отчете, открытие гравитационных волн не понизило, а наоборот, повысило  важность постройки LISA, так как открытие на LIGO подтвердило возможность обнаружения таких колебаний пространства-времени, а также открыло для астрономов фактически новую и неисследованную "гравитационную Вселенную".

Так художник представил себе космический детектор гравитационных волн eLISA
КНР будет изучать гравитационные волны вместе с ЕКА
До этого момента, признают ученые, они смотрели на эту дорогую идею ЕКА достаточно скептически. Успешный запуск LPF и открытие гравитационных волн заставили их поменять свое мнение.

Эксперты комиссии предлагают ЕКА держаться намеченных планов и создавать LISA на базе проверенных технологии, используемой в LPF и на LIGO – лазерной интерферометрии. По словам ученых, другие, еще более чувствительные методики поиска гравитационных волн, такие как атомная интерферометрия, пока еще не достигли достаточно высокого уровня развития для того, чтобы применять их в таком масштабном проекте, как LISA.

Так как эта технология уже достаточно хорошо отработана на Земле и уже показывает результаты в космосе на борту LPF, эксперты ЕКА считают возможным перенести запуск LISA с 2034 на 2029 год, что, правда, будет зависеть от финансовых возможностей ЕКА и партнеров по миссии. Как уже отмечалось в феврале 2016 года, к проекту LISA может присоединиться и КНР. Кроме того, как пишут ученые, к проекту может присоединиться японская JAXA, а НАСА может расширить свое участие в создании гравителескопа.