Ученые впервые применили стволовые клетки для починки спинного мозга

Лабораторная мышь
Калифорнийские молекулярные биологи и медики впервые успешно применили стволовые клетки для регенерации ткани спинного мозга, вернув полную подвижность конечностям мышей с поврежденным позвоночником.

МОСКВА, 28 мар – РИА Новости. Калифорнийские молекулярные биологи и медики впервые успешно применили стволовые клетки для регенерации ткани спинного мозга, вернув полную подвижность конечностям мышей с поврежденным позвоночником, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

"Спинной мозг является самой важной частью двигательной системы у человека. Многие пытались восстановить его, в том числе и мы, и все такие попытки проваливались. На этот раз мы попробовали использовать "заготовки" нейронов из стволовых клеток, и, к нашему большому удивлению, они запустили процесс регенерации спинного мозга", — заявил Марк Тушинский (Mark Tuszynski) из университета Калифорнии в Сан-Диего (США).

Как рассказывают Тушинский и его коллеги, за последние годы ученые достигли частичного восстановления подвижности конечностей после травмы позвоночника в опытах на крысах и мышах, используя электростимуляцию поврежденной части спинного мозга и особую "зарядку".

Проблема заключается в том, что подобное восстановление не возвращало грызунам полный контроль над конечностями – они могли совершать рефлексивные движения, но не могли осознанно управлять движениями. Это происходило по той причине, что данные методики лечения спинного мозга не приводили к восстановлению так называемых кортикальных аксонов – нервных окончаний, соединяющих центры движения в головном мозге со спинным мозгом.

Группа Тушинского проверила, можно ли полностью восстановить спинной мозг, используя эмбриональные стволовые клетки, которые были превращены в "заготовки" нейронов и других типов нервной ткани в качестве "клея", соединяющего половинки спинного мозга со вставкой из неповрежденных нейронов, извлеченных из другой части тела.

Так крысы-паралитики приобрели способность самостоятельно ходить, бегать и прыгать
Стимуляция спинного мозга вернула парализованным крысам подвижность

Вырастив культуру таких клеток, ученые ввели их в позвоночники нескольких крыс, чей спинной мозг был полностью разрезан на две половинки за две недели до начала эксперимента.

Ученые не ожидали успеха, однако стволовые клетки оказались способными стимулировать рост новых нервных окончаний, соединивших поврежденные части спинного мозга и повторно "подключившие" его к двигательным центрам в головном мозге. Примерно через шесть недель после начала эксперимента подвижность мышей по большей части восстановилась, и они начали свободно двигаться по клетке.

По словам Тушинского, аналогичного успеха удалось достичь, используя не мышиные, а человеческие стволовые клетки, извлеченные из будущего позвоночника зародыша на девятой неделе его формирования. Этот успех, как считает ученый, открывает дорогу для применения этой методики среди людей.

"Нам еще предстоит проделать много работы для того, чтобы начать применят эту методику для лечения человека. Мы должны понять, какие негативные и позитивные изменения для здоровья животных несет за собой эта терапия в долгосрочном отношении, и придумать методы для ее адаптации для использования в клинических опытах. Кроме того, нам еще нужно понять, какие стволовые клетки лучше всего подходят для этого", — заключает ученый.