Ученые объяснили красный цвет великого пятна Юпитера

/
Великое красное пятно на Юпитере приобрело свой характерный и необычный цвет благодаря тому, что бомбардирующие его поверхность космические лучи разлагают молекулы соединений аммиака и сероводорода и заставляют их "осколки" поглощать лучи всех тонов, кроме красного.

МОСКВА, 28 мар – РИА Новости. Гигантское пятно на поверхности Юпитера, чей диаметр превышает размеры Земли, окрашено в красный цвет из-за непрерывной "бомбардировки" космическими лучами и вырабатываемых ими соединениями серы, говорится в статье, опубликованной в журнале Icarus.

Три суперземли, обращающиеся вокруг звезды HD 40307, в представлении художника
Ученые: Юпитер мог уничтожить "супер-Земли" в юной Солнечной системе
Большое красное пятно, как считается, впервые обнаружил итальянский астроном Джованни Кассини: его изображение нашли в рисунках ученого от 1665 года. Как выяснили ученые позднее, оно представляет собой мощнейший ураган-антициклон, чьи ветра движутся с невероятно высокой скоростью — около 430 километров в час.

Самые яркие области Большого красного пятна, размер которого равен примерно трем диаметрам Земли, а средняя температура — 160 градусам Цельсия ниже нуля, соответствуют относительно теплому ядру урагана, которое окружают более холодные внешние вихри. Изучение тайн этого района станет одной из главных задач зонда Juno, который прибудет к Юпитеру в середине лета этого года.

Марк Леффлер (Mark Loeffler) из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Гринбелте (США) и его коллеги выяснили, почему это пятно окрашено в красный, а не бежевый или светло-кремовый цвет, как все остальные внешние оболочки Юпитера, изучая спектральные свойства различных веществ, которые могут встречаться в атмосфере планеты-гиганта.

Проблема, как объясняют авторы статьи, заключается в том, что ни один из известных нам химических компонентов пятна – аммиак, вода и сульфидгидрид аммония (соединение сероводорода и NH4) – не способны светиться или быть окрашенными в красный цвет ни при каких обстоятельствах. Это заставляло ученых десятки лет искать механизмы, которые бы объясняли текущую окраску пятна.

Инфракрасное изображение Большого красного пятна на Юпитере
Астрономы измерили температуру Большого красного пятна на Юпитере

Как выяснили Леффлер и его коллеги, "виновником" окраски Великого пятна в красный цвет были не вещества в атмосфере Юпитера, а космические лучи. По словам физиков, заряженные протоны и другие частицы, разогнанные до сверхвысоких скоростей, должны периодически проникать в верхние слои атмосферы над пятном и взаимодействовать там с различными молекулами, заставляя их распадаться и менять структуру.

Эксперименты, проведенные авторами статьи в лаборатории, показывают, что взаимодействие космических лучей и молекул сульфидгидрида аммония, бесцветного вещества в газообразном и твердом виде, приводит к формированию множества соединений серы. В частности, появляются различные ионы, которые окрашивают частички льда из NH4SH в зеленый и другие темные цвета, взаимодействие которых с "нормальной" окраской Юпитера и дает красный цвет пятна.

Подтверждением этого, по словам Леффлера, является то, что полученный его группой спектр сульфидгидрида аммония очень хорошо укладывается в те данные, которые выдают спектрометры "Хаббла" при наблюдениях за пятном. С другой стороны, различия между спектром NH4SH и данными телескопа говорят о том, что в окраске пятна могут быть замешаны и другие вещества, которые еще только предстоит открыть, как при помощи Juno, так при помощи наземных наблюдений.

• Просто там висит огромная база инопланетян.
    28.03.2016
  • Непонятно - космические лучи лупят по всей поверхности, а не только по красному пятну. Где различие?
  • Ох уж эти "учёные".
    28.03.2016
  • Интересно почему оно постоянно там находится. На Земле ураганы и торнадо перемещаются и пропадают.
    28.03.2016
  • Просто там висит огромная база инопланетян.
    28.03.2016
  • Небольшой "ожог" на Юпитере, ничего необычного.
    28.03.2016
  • "очень хорошо укладывается в те данные"... и "что в окраске пятна могут быть замешаны и другие вещества, которые еще только предстоит открыть"

Деньги потратили на "исследование", но еще надо... Так только можно понять эту статью.

А так, по большому - чушь. Даже по фото видно, что там не один вихрь и все окрашены в разные цвета, как и облака окрашены в разные цвета.
    Здесь какой-то механизм глобальный должен быть, а не идиотский. И скорей всего связанный с высотой антициклона или веществ, увлекаемых им.
    28.03.2016
  • Тарас Рязанцев, Так Юпитер же планета гигант. Может еще через пару-тройку сотен лет и закончится.
    28.03.2016
  • Структура "явления" не изучена, как я понял, что задает движение в 430 км/ч?
    Из статьи я понял: "Астрофизикам тоже нужно кушать"!
    28.03.2016
  • Хуссайраг, ну размер не объясняет то что оно находится в одном месте. Я так думаю возможно туда когда-то врезалась крупная комета или метеорит сделав вмятину в твердой основе планеты и за счет этого там идет этого завихрение.
    28.03.2016
  • Про космос новости гораздо спокойнее, чем про то, что творится на нашей Земле-матушке!
    29.03.2016