Физик: "новая физика" не помешает работе нового российского коллайдера

/
Российский физик рассказал РИА Новости о том, как строится первый российский ионный коллайдер NICA в Дубне, о тех проблемах, с которыми столкнулся проект, о влиянии Украины и санкций на постройку ускорителя, и о том, каких успехов он может достичь.

ДУБНА, 22 мар — РИА Новости.  Открытие следов "новой физики" на детекторах БАК, выходящей за пределы Стандартной модели микромира, не сделает российский коллайдер NICA бесполезным, заявил РИА Новости Владимир Кекелидзе из Объединенного института ядерных исследований в Дубне.

"Открытие "новой физики" на БАК никак не повлияет на нас, так как мы находимся в несколько разных плоскостях. Сначала, им нужно доказать, что эти дифотонные всплески куда-то ведут. Во-вторых, на БАК идет речь, при тех энергиях столкновений фотонов, о кварк-кварковых взаимодействиях, а NICA будет изучать "коллективные" явления и совершенно иную физику", — заявил ученый.

Коллайдер NICA (Nuclotron-based Ion Collider fAcility) создается в Объединенном институте ядерных исследований на базе сверхпроводящего ускорителя Нуклотрон. Дубненский коллайдер будет изучать переход ядерной материи при экстремальных условиях в новое состояние, называемое кварк-глюонной материей.

В 2013 году этот проект вошел в число шести крупных научно-исследовательских проектов класса mega-science (меганаука) с международным участием на территории России. Эти проекты будут получать дополнительное госфинансирование, если к их развитию будут привлечены значительные средства от зарубежных организаций. По последним данным, разработчики NICA запросили 7,5 миллиарда рублей "мегапроектного" финансирования.

Образец магнита для коллайдера NICA
Коллайдер NICA может получить допфинансирование из бюджета в 2016 году

Его запуск планируется на 2017 год, однако, как рассказал Кекелидзе журналистам, сначала в строй будет введен не сам коллайдер, а один из связанных с ним инструментов — детектор BM@N, в котором разогнанные частицы, исходящие из особого разгонного кольца-бустера, будут "бомбардировать" крупную урановую мишень. Постройка и запуск самого коллайдера и детектора MPD, по текущим планам ОИЯИ, запланированы на конец 2019 года, а постройка третьего детектора – SPD – намечена на 2023 год.

По словам Кекелидзе, все работы по созданию коллайдера идут в соответствии с графиком строительства или с небольшим отставанием, которое, как подчеркивает ученый, не связано с политическими событиями последних трех лет жизни в России и за ее пределами.

"Конечно, события на Украине сильно повлияли на нас — изменилась логистика, стало сложнее все остальное, но мы находим пути для решения этих проблем. Украина остается государством-участником ОИЯИ и NICA, Киев не покидал проекта, хотя со взносами, наверное, будут проблемы", — продолжает физик.

Украинские инженеры и ученые, подчеркивает исследователь, продолжают активное участие в проекте — недавно завод в Краматорске, по словам Кикелидзе, поставил часть необходимых систем для NICA. Украинское научное сообщество продолжает поддерживать связи с российскими коллегами и не рвет с ними связи. "Примерно 10-15% украинских коллег испытывают проблемы при работе с нами, но это не существенно в общей картине", отмечает ученый.

Магнит будущего ускорителя - бустера - внутри железного ярма, оставшегося от дубненского синхрофазотрона
Коллайдер NICA поможет лечить рак и спасать от гибели спутники

"Я бы сказал, что западных санкций мы почти не ощущаем, но на нас сильно давят те эмбарго, которые были приняты еще в 50 годах прошлого века, в разгар холодной войны. Есть легальные пути как обойти это – к примеру, не закупка сырых материалов, а "аренда" готовых изделий. Нам в этом помогают наши партнеры из Европы", — продолжает Кекелидзе.

По словам Кекелидзе, коллайдер и все остальные элементы NICA будут собираться из самых передовых материалов и при использовании самых новых технологий, что поможет российскому ускорителю получать информацию о столкновениях частиц примерно в 100-1000 раз быстрее, чем это делает его предшественник и главный конкурент – ускоритель RHIC в американском Брукхейвене.

"Изначально мы будем проводить не только столкновения ионов между собой, но ионов и протонов и других элементарных частиц и легких ядер. Это позволит нам накопить первичные данные, найти опорные точки и понять, куда двигаться дальше", — отметил физик.

Глава лаборатории физики высоких энергий отмечает, что подобные исследования привлекают внимание не только физиков-ядерщиков, но и теоретиков, занимающихся изучением того, как зародилась Вселенная и тех процессов, которые происходят в недрах сверхплотных сгустков материи, таких как нейтронные звезды и прочие вырожденные объекты в космосе.

8 пользователей оставили 31 комментарий
  • Ну почему коллайдер то, есть же в нашем языке прекрасное слово: УСКОРИТЕЛЬ! Ну зачем коверкать родной язык?
    23.03.2016
  • Наши двигаются - не стоят, и не деградируют, как кричат продажные либералы! Понемногу, но сокращаем упущенное при перестройке время.
    22.03.2016
  • gen ben в ответ пользователю Fullerit (показатьскрыть)
    Fullerit Fullerit, а уж как я за себя рад.
  • Fullerit в ответ пользователю gen ben(показатьскрыть)
    gen ben, спасибо! Не буду проявлять любопытство, касаемо радости за мою персону.. значит повод есть! ))

P.S. О каких это оскорблениях речь?!.. Я всего лишь подвел итог заумных речей, и констатировал что не являясь не физиком, не диванным экспертом, не могу продолжать дискутировать на тему "можно ли отстать в науке, или нет"!
  • gen ben в ответ пользователю Fullerit (показатьскрыть)
    Fullerit Fullerit, я радовался за себя, а не за вас.
  • Fullerit в ответ пользователю gen ben(показатьскрыть)
    gen ben, тогда я за вас в двойне рад!!! Главное сохранять позитивное мышление. В науке или экспертных оценках без этого никак! ))
  • gen ben в ответ пользователю Fullerit (показатьскрыть)
    Fullerit Fullerit, Утро началось хорошо. Благодать!
  • Fullerit в ответ пользователю gen ben(показатьскрыть)
    gen ben, меня тоже позабавило! ))
    Fullerit Fullerit, Спасибо!
  • Fullerit в ответ пользователю gen ben(показатьскрыть)
    gen ben, да всегда пожалуйста! ))
  • Еще раз спасибо!
    23.03.2016
  • Еще раз всегда пожалуйста! ))))
    23.03.2016
  • Fullerit Fullerit, Кстати адронный коллайдер - полностью идея и разработана института ядерной физики Академгорода (Новосибирск). В результате путча и всех проблем в качестве опытного материала во времена перестройки дало почву перенести за пределы России (из помосковья, где на съезде предполагалось его строительство) в Европу, т.к. даже элементарно в скорости строительства тоннеля в СССР тогда в десятки раз отставал от темпов строительства в Европе, причем в скалистой почве с гранитом!
    Сейчас об этом уже мало кто знает)))
    Соответственно очередная разработка и идея российских ученых не удивительна, а закономерна.
  • gen ben в ответ пользователю Fullerit (показатьскрыть)
    Fullerit Fullerit, Вы, наверное, моложе меня. Я прав?
    23.03.2016
  • Тимур Дюсамалиев, Ну в таком случае стоит называть его "Сталкиватель" ибо именно от этого слова идёт название. Не называют же его "Accelerator".
    gen ben, смешно... :-)
    23.03.2016
  • Ярослав Мудрый, либералы об этом не расскажут!
    23.03.2016
  • Deyn Donovan в ответ пользователю Fullerit (показатьскрыть)
    Fullerit Fullerit, Голодец: в России обозначается очень резкое падение доходов населения
    ФАКТЫ кричат. Но вам факты не нужны, вам нужны сказки из ТВ, о том что Россия великая, тут все отлично и бла бла бла.
    Выше все сказал- как будет результат, тогда и будет чем гордиться. А пока- нечем.
    23.03.2016
  • Fullerit в ответ пользователю Deyn Donovan(показатьскрыть)
    Очередное бла-бла-бла, с очередными бла-бла-фактами, про то как нам несчастным на Руси плохо живется! ))

Интересно, эти либералы и хохло-тролли где нибудь на укро-форумах не задаются вопросом почему Украина под режимом киевской хунты скатилась до уровня Зимбабве?!.. ))
    23.03.2016
  • s-nn1 в ответ пользователю gen ben(показатьскрыть)
    gen ben, Да что вы говорите! От нас всё скрывают,и мобильники инопланетяне нам дали!Слава героям героям слава.Святой! "патрик"(сокращённо ласкательное от сами догадаетесь каво).
    23.03.2016
  • s-nn1 в ответ пользователю Fullerit (показатьскрыть)
    Fullerit Fullerit, Скоро пухнуть начнём от развития.Скоро Россия станет настока сверх развитой страной что от денег откажется вообще,никчему сверхлюдям денги,сверхлюди живут духом церковным,молитвами патриархов наших.
    23.03.2016
  • s-nn1 в ответ пользователю Fullerit (показатьскрыть)
    Fullerit Fullerit, Вот так значит,все недовольны е, кто, господином и свитой ево, хохлотроли и либералы,а коммунисты вообще -враги великороссийского народа;и Ленин который во всём виноватый,смутивший великороссиянам головы равноправием,поправший святого отца-Николая2.