Ученые: New Horizons раскрыл загадочные свойства атмосферы Плутона

/
Зонд New Horizons раскрыл две новых тайны Плутона - оказалось, что в его окрестностях почти нет пыли и микроастероидов, и что его атмосфера необычным и загадочным образом взаимодействует с солнечным ветром, почти не теряя при этом своих газов.

МОСКВА, 17 мар – РИА Новости. Пылесборники зонда New Horizons передали на Землю данные о собранных ими частичках пыли в окрестностях Плутона, которых оказалось неожиданно мало, что свидетельствует  о том, что луны карликовой планеты выступают в качестве своеобразных космических "пылесосов", говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Наш главный вывод состоит в том, что космос в окрестностях Плутона практически пуст. Любой космический "мусор", который возник тогда, когда луны Плутона были захвачены его притяжением или сформировались в его окрестностях в ходе столкновений других небесных тел, был "расчищен" в ходе неких планетарных процессов", — заявил Францес Багенал (Frances Bagenal) из университета Колорадо в Боулдере (США).

Багенал и ее коллеги, работающие с плазменными и пылевыми инструментами зонда New Horizons, представили первые научные результаты, полученные пылеуловителем и другими приборами  во время сближения с Плутоном и пролета через его систему, что произошло 14 июля 2015 года.

Еще в 2011 году лидер проекта New Horizons Алан Стерн и другие участники миссии всерьез обеспокоились тем, что Плутон окружает огромное количество мелких и крупных осколков астероидов, столкновение с которыми может быть фатальным для зонда.

Схема атмосферы Плутона
Зонд New Horizons обнаружил гигантскую азотную атмосферу у Плутона

Для оценки опасности этого "минного поля", как назвали его члены научной команды New Horizons, НАСА создало специальную комиссию, которая подготовила относительно безопасный главный маршрут движения зонда, а также несколько запасных траекторий пролета. Ситуацию осложняло то, что реальный облик системы Плутона ученые могли увидеть лишь за 10 дней до сближения с карликовой планетой, что почти лишало их свободы маневра.

К счастью, опасения НАСА не оправдались – препятствий на пути New Horizons не оказалось, и зонд пролетел мимо Плутона на минимальном и самом комфортным для наблюдений расстоянии. Этот пролет позволил Багенал и ее команде оценить то, как много пыли содержится в окрестностях Плутона, и сравнить ее количество с "запыленностью" других частей Солнечной системы, через которые пролетел зонд.

Один из фрагментов карты опасности, составленной по снимкам с зонда New Horizons
НАСА: Зонд New Horizons не будет уничтожен "минным полем" астероидов

Достаточно неожиданным образом, пыль в окрестностях Плутона практически полностью отсутствует – вопреки ожиданиям ученых, пылинок на орбите карликовой планеты ненамного больше чем в пустоте между планетами Солнечной системы. По расчетам планетологов, инструменты New Horizons поймали всего 16 пылинок во время сближения с Плутоном и всего одну – во время пролета через его систему.

Другой странностью, открытой New Horizons, стало то, как Плутон взаимодействует с солнечным ветром. Как отмечают исследователи, поток заряженных частиц и плазмы почти не уносит молекулы газов из атмосферы Плутона в открытый космос, так как карликовая планета, по пока загадочным причинам, почти не взаимодействует с ним.

Это делает Плутон в очередной раз уникальным объектом Солнечной системы, который ведет себя совершенно непохожим образом на Землю, защищенную от солнечного ветра магнитным полем, ни на Марс и Венеру, не обладающими подобной защитой.

• наверное кто-то продал плутонянам Кирби
    18.03.2016
  • Назовите пожалуйста бренд пылесоса?
    18.03.2016