Астрономы впервые точно измерили скорость вращения черной дыры

© Gary Poyner, UKСистема из двух черных дыр в галактике OJ287Система из двух черных дыр в галактике OJ287
Астрономы точно измерили скорость вращения сверхмассивной черной дыры в созвездии Рака, которое подтвердило справедливость общей теории относительности Эйнштейна и которое в ближайшем будущем позволит ученым проверить, есть ли у черных дыр "волосы".

МОСКВА, 13 мар – РИА Новости. Наблюдения за вспышками сверхмассивной черной дыры OJ287 в созвездии Рака позволили астрофизикам впервые очень точно измерить скорость ее вращения, что в ближайшие десять лет позволит проверить, действительно ли у черных дыр "нет волос", пишут ученые в статье в Astrophysical Journal Letters.

Крайне необычная черная дыра OJ287, расположенная в одной из галактик в созвездии Рака на расстоянии в 3,6 миллиарда световых лет от Земли, была открыта в 70 годах прошлого века. Наблюдения за ней раскрыли удивительный феномен – данная черная дыра периодически "взрывалась" и ее яркость повышалась в несколько раз.

Причиной этого, как выяснили астрономы уже в этом тысячелетии, является то, что OJ287 живет в центре ее галактики не в одиночестве, а в компании другой черной дыры. Она сближается с ней примерно каждые 12 лет и проходит через ее диск аккреции – "бублик" из перемолотых обломков астероидов, звездной материи и газа, вращающийся вокруг OJ287.

Наблюдая за этими вспышками, Маури Валтонен (Mauri Valtonen) из университета Турку (Финландия) и его коллеги смогли вычислить точную массу черных дыр – 18 миллиардов Солнц для OJ287 и 100 миллионов для ее невидимого компаньона, а также определить, что ось вращения меньшей черной дыры может колебаться в стороны на фантастические 38 градусов.

Сверхмассивная черная дыра в представлении художника, вырабатывающая сверхсильные ветра
Стивен Хокинг признал, что у черных дыр есть "мягкие волосы"
Используя эти расчеты, Валтонен и его коллеги предсказали, что следующая вспышка OJ287 произойдет в конце ноября-начале декабря 2015 года. Ученые с нетерпением ожидали этой даты, так как следующая порция наблюдений за вспышкой OJ287 была необходима им для оценки того, с какой скоростью вращается более крупная черная дыра.

Предсказания астрофизиков оказались правильными – вспышка началась чуть раньше ожидаемого, 18 ноября, и достигла своего пика в первых числах декабря. Раннее начало вспышки, как объясняют ученые, свидетельствует о том, что часть энергии вращения черных дыр была выделена в виде гравитационных волн, что косвенно подтверждает их существование.

Наблюдая за декабрьской вспышкой при помощи ряда оптических телескопов и космической обсерватории Swift, группа Валтонена вычислила скорость вращения более крупной черной дыры вокруг своей оси, замеряя поляризацию излучения, возникшего в ходе пролета меньшей "половинки" OJ287 через диск аккреции.

Эти наблюдения показали, что OJ287 вращается достаточно медленно – ее скорость вращения вокруг себя составляет 31,3% от максимально возможного значения, допускаемого общей теорией относительности Эйнштейна. Точное значение скорости вращения OJ287 интересно ученым тем, что оно позволит в ближайшие 10 лет проверить знаменитую теорию о том, что у "черных дыр нет волос".

Галактика NGC 4889, где находится одна из крупнейших черных дыр мироздания
Ученые измерили диаметр самой крупной черной дыры Вселенной

Достаточно долгое время ученые считали, что материя, проглоченная черной дырой, не способна покинуть ее пределы. Одну из сторон этого феномена ученые с 60 годов прошлого века описывают короткой, но емкой фразой – "черная дыра не имеет волос", которая означает, что все черные дыры с одинаковой массой, зарядом (в данном случае он равен нулю) и скоростью вращения будут выглядеть и описываться совершенно одинаково.

Сегодня это предположение подвергается критике со стороны целого ряда астрофизиков, в том числе и знаменитого британского ученого Стивена Хокинга, одного из изначальных авторов этой гипотезы. Сегодня он считает, что черные дыры окружены своеобразными "мягкими волосами" – набором фотонов с почти нулевой энергией, которые непрерывно образуются у горизонта событий сингулярности.

Как надеются Валтонен и его коллеги, наблюдения за OJ287 в ходе следующей вспышки, которая произойдет в июле 2019 года, помогут им измерить так называемый квадрупольный момент массы у более крупной черной дыры, который должен быть жестко связан с ее скоростью вращения. Если эта зависимость не подтвердится, то тогда можно будет говорить, что у черной дыры все же есть "волосы".