Ученые: мясо, а не умение варить пищу, двигало эволюцию человека

Окаменелости обнаруженные за пределами Йоханнесбурга
Ученые выяснили, экспериментируя на группе любителей "палеодиеты", что человеческая эволюция и быстрый рост нашего мозга был обусловлен не изобретением кулинариии и переходом к диете из вареной пищи, а переходом на мясную диету и изобретением орудия труда для нарезания и механической обработки пищи.

МОСКВА, 10 мар – РИА Новости. Переход на мясную диету и изобретение орудий труда, а не открытие кулинарии, позволило нашим предкам отказаться от мощного челюстного аппарата и заметно снизить расходы энергии на пережевывание пищи, что послужило толчком для эволюции нашего вида, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Когда появился род Homo, наши предки потеряли большие вытянутые морды и крупные зубы и приобрели плоские лица и маленькие зубы. Эти изменения, а также некоторые другие адаптации, позволили эволюции начать толкать человека в сторону увеличения размеров мозга и приобретения дара речи. Причиной всего этого была простейшая из известных нам технологий – умение нарезать мясо на маленькие кусочки и разминать овощи", — заявил Дэниел Либерман (Daniel Lieberman) из Гарвардского университета (США).

Как рассказывают палеонтологи, примерно 3-2,5 миллиона лет назад наши предки пережили настоящую пищевую революцию при переходе от австралопитеков к первым Homo. Она сопровождалась заметным уменьшением размеров зубов, миниатюризацией челюстей и сокращением жевательных мускулов, упрощением кишечника и, как показывает изотопный анализ зубов, заметными сдвигами в диете.

Сегодня среди ученых нет единого мнения о том, почему это случилось. Часть антропологов полагает, что причиной подобной "революции" и начала эволюции человека по современному сценарию было то, что наши предки начали готовить пищу на огне, что резко повысило ее питательность и удобоваримость, а другие полагают, что причиной этого роста был переход на мясную диету.

Эволюция человека
Человек прямоходящий оказался первым поваром

Либерман и его коллеги проверили, какая из этих гипотез верна, при помощи необычных экспериментов, в рамках которых ученые заставляли добровольцев пережевывать кусочки различной растительной и животной пищи, замеряя те усилия, которые те тратили на разжевывание пищи.

Наблюдая за этим процессом и внося небольшие модификации в "палеодиету" добровольцев, авторы статьи обнаружили, что простое нарезание пищи на кусочки без ее кулинарной обработки и добавление в диету даже небольшого количества мяса радикальным образом снижает те усилия и время, которые человек должен тратить на пережевывание еды.

Неандерталец
Крахмал оказался главным "пособником" эволюции мозга человека

К примеру, переход на частично мясную диету, в которой доля мяса составляет всего треть, снижает расходы энергии на пережевывание пищи более чем на 20%. Что интересно, подобный эффект проявлялся только в том случае, если поедаемое сырое мясо было нарезано на небольшие кусочки. В противном случае мясо превращалось в своеобразную "жвачку".

Это означает, как считают Либерман и его коллеги, что эволюция человека на заре существования рода Homo и постепенное уменьшение размеров наших зубов и челюстей было обусловлено двумя факторами – переходом на мясную диету и изобретением орудий труда, позволявших нашим предкам нарезать мясо на кусочки и разминать овощи.

Подобный вывод, ожидаемым образом, не переубедит сторонников "кулинарной теории" – в ее пользу говорит сразу несколько ископаемых и генетических свидетельств, говорящих о том, что наши предки начали готовить еду уже 1,5-1,8 миллиона лет назад и что рост нашего мозга был "спонсирован" крахмалом и другими углеводами, возникающими при варке растительных продуктов.

• a1es, в то время когда он появился, он первым делом выкопал черное море. потом одомашнил свинок.
    а сейчас да - деградирует на глазах
    10.03.2016
  • Сколько людей,столько мнений.Надо же защищать докторские на пустом месте.Болтуны планетарного масштаба.
    10.03.2016
  • Lana U в ответ пользователю a1es(показатьскрыть)
    a1es, жаль что нет машины времени, хотела бы с вами пообщаться после путешествия куда нибудь в до нашей эры, в то что мы ныне называем древними цивилизациями, если вам конечно удастся вернуться живым и целым
    10.03.2016
  • a1es в ответ пользователю Lana U(показатьскрыть)
    Lana U, Тысяч этак на 99 назад в древнюю Даарию.
    Меня бы тогда ни за какие коврижки от туда не вытащили,от туда и Апполон уезжать
    не хотел.
    а сейчас да - деградирует на глазах
    10.03.2016
  • Lana U в ответ пользователю a1es(показатьскрыть)
    a1es, посмотрела бы я как вы оттуда улепетываете:), хорошо на все смотреть через призму мифологии и современных опусов на тему
    10.03.2016
  • А сколько % ученых вегатиранцев? НА мой взгляд все 100!
    в 21 Веке вообще что то стоящее изобрели?
    10.03.2016
  • Только что вернулся на машине времени, оказывается там уже миллион лет как едят только жучков и паучков, вот номо и эволюционировали.
    10.03.2016
  • a1es в ответ пользователю Lana U(показатьскрыть)
    Lana U, Мифологии.сказания. легенды -всё основывается на реальных событиях искаженных через призму времени.В них логигики гораздо больше,чем в таких
    "научных" опусах от Фридманов.
    Уже давно уважающие себя палоонтологи отказались от теории Дарвина касающейся человека.Есть неадерталец,есть краманьонец и нет переходного звена.Полуобезъяна вдруг стала человеком, надо полагать по Фридману ,сразу
    как только сьела всех мамонтов. Даже уже раздаются "научные" голоса,что произошло это чуть ли не мгновенно,за два поколения.
    К тому же наши предки далеко не каждого Гомосапиеса считали человеком.
    Человеком родится нам не дано,им можно только стать хорошенько над собой потрудившись.
    10.03.2016
  • диградация учёных точно уже началась , по уму дигродируют к мышлению нездравомыслящих . Дарвин выдвинул теорию и сам был шокирован , как быстро её внедрили в жизнь! Если бы была эволюция - то вокруг было бы одно уродство а не то , что мы сейчас видим !
    10.03.2016
  • Эволюцию двигало не мясо и мелко нарезанные кусочки, а покорность женщины, которая не сидела за партой в ВУЗе, а рожала словно стаханов детей, жить из которых оставались только лучшие, и по бицепсу и по уму.
    10.03.2016
  • Ну конечно герр Либерман, а почему Номо кишечник забыли проапгрейдить для переваривания этого мяса? Небо оно огромное - пальцем тыкать можно куда заблагорассудится, лишь бы зарплату вовремя платили :)
    10.03.2016
  • Чик-Чирик Птичка Ветка, увы на сегодняшний день ни ума, ни бицепса не надо - вот и с "лучшими" проблема! Деградируем...
    10.03.2016
  • Есть теория что не человек от обезьяны произошёл, а обезьяна от человека. На фото вылитый укропитек! Нынешним укропитекам до него чуть чуть осталось. Ещё немного и говорить разучатся и на деревья залезут, а от холода шерстью обрастут.
    11.03.2016
  • Звери тоже едят мясо, только наличия человеческого разума у них мы не наблюдаем.
    11.03.2016
  • Чик-Чирик Птичка Ветка, ну конечно во всем мы бабы виноваты.... вот только когда бабы как стаханов рожали, мужики как 3 стаханова пахали, ав не по клавишам в инете щелкали...
    11.03.2016
  • Переход к мясной пище осуществляли в прежние времена разные животные, но поумнели почему-то только люди. Парадокс эволюции.
    11.03.2016
  • Обезьянки жили на деревьях. А когда было очень жарко спускались с деревьев и усаживались в море. И сидели там. А там рыбки плавают - давай ловить. Поймали и в рот. Вкусно. Давай еще. Стали постепенно подальше от берега отходить. Чтобы дышать приходилось вставать на задние ноги. Благо в воде легче держать равновесие. Так развился вестибулярный аппарат. В рыбе много фосфора - мозг стал расти. Рыба нежнее мяса. Мощные челюсти стали не нужны. От контакта с соленой водой волосы отвалились.
    11.03.2016
  • в ответ пользователю Pavel Frolov(показатьскрыть)
    Pavel Frolov, )))…Тянет на докторскую!!!
    12.03.2016
  • Ещё одно подтверждение, что лень - двигатель прогресса.
    Лень было жевать твёрдое - придумал ножик и ступку. Лень бегать за антилопой - соорудил лук и стрелы. Лень стало эту антилопу на горбу таскать - изобрёл колесо. И т.д. и т.п., вплоть до пылесоса и компьютера.
    Да здравствует лень-матушка!