Ученые: мясо, а не умение варить пищу, двигало эволюцию человека

© AP Photo / Mark Thiessen/National Geographic via APОкаменелости обнаруженные за пределами ЙоханнесбургаОкаменелости обнаруженные за пределами Йоханнесбурга
Ученые выяснили, экспериментируя на группе любителей "палеодиеты", что человеческая эволюция и быстрый рост нашего мозга был обусловлен не изобретением кулинариии и переходом к диете из вареной пищи, а переходом на мясную диету и изобретением орудия труда для нарезания и механической обработки пищи.

МОСКВА, 10 мар – РИА Новости. Переход на мясную диету и изобретение орудий труда, а не открытие кулинарии, позволило нашим предкам отказаться от мощного челюстного аппарата и заметно снизить расходы энергии на пережевывание пищи, что послужило толчком для эволюции нашего вида, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Когда появился род Homo, наши предки потеряли большие вытянутые морды и крупные зубы и приобрели плоские лица и маленькие зубы. Эти изменения, а также некоторые другие адаптации, позволили эволюции начать толкать человека в сторону увеличения размеров мозга и приобретения дара речи. Причиной всего этого была простейшая из известных нам технологий – умение нарезать мясо на маленькие кусочки и разминать овощи", — заявил Дэниел Либерман (Daniel Lieberman) из Гарвардского университета (США).

Как рассказывают палеонтологи, примерно 3-2,5 миллиона лет назад наши предки пережили настоящую пищевую революцию при переходе от австралопитеков к первым Homo. Она сопровождалась заметным уменьшением размеров зубов, миниатюризацией челюстей и сокращением жевательных мускулов, упрощением кишечника и, как показывает изотопный анализ зубов, заметными сдвигами в диете.

Сегодня среди ученых нет единого мнения о том, почему это случилось. Часть антропологов полагает, что причиной подобной "революции" и начала эволюции человека по современному сценарию было то, что наши предки начали готовить пищу на огне, что резко повысило ее питательность и удобоваримость, а другие полагают, что причиной этого роста был переход на мясную диету.

Эволюция человека
Человек прямоходящий оказался первым поваром

Либерман и его коллеги проверили, какая из этих гипотез верна, при помощи необычных экспериментов, в рамках которых ученые заставляли добровольцев пережевывать кусочки различной растительной и животной пищи, замеряя те усилия, которые те тратили на разжевывание пищи.

Наблюдая за этим процессом и внося небольшие модификации в "палеодиету" добровольцев, авторы статьи обнаружили, что простое нарезание пищи на кусочки без ее кулинарной обработки и добавление в диету даже небольшого количества мяса радикальным образом снижает те усилия и время, которые человек должен тратить на пережевывание еды.

Неандерталец
Крахмал оказался главным "пособником" эволюции мозга человека

К примеру, переход на частично мясную диету, в которой доля мяса составляет всего треть, снижает расходы энергии на пережевывание пищи более чем на 20%. Что интересно, подобный эффект проявлялся только в том случае, если поедаемое сырое мясо было нарезано на небольшие кусочки. В противном случае мясо превращалось в своеобразную "жвачку".

Это означает, как считают Либерман и его коллеги, что эволюция человека на заре существования рода Homo и постепенное уменьшение размеров наших зубов и челюстей было обусловлено двумя факторами – переходом на мясную диету и изобретением орудий труда, позволявших нашим предкам нарезать мясо на кусочки и разминать овощи.

Подобный вывод, ожидаемым образом, не переубедит сторонников "кулинарной теории" – в ее пользу говорит сразу несколько ископаемых и генетических свидетельств, говорящих о том, что наши предки начали готовить еду уже 1,5-1,8 миллиона лет назад и что рост нашего мозга был "спонсирован" крахмалом и другими углеводами, возникающими при варке растительных продуктов.