Ученые выяснили, в какой среде жили древнейшие предки людей

© Фото : M.Lopez-Herrera/ Enrique Baquedano Так художник представил себе первых Homo habilis в Олдувайском ущельеТак художник представил себе первых Homo habilis в Олдувайском ущелье
Палеонтологи восстановили среду обитания древнейших предков людей в Олдувайском ущелье и выяснили, что они жили в рощах пальм и акаций, где они разделывали туши убиваемых ими жирафов, антилоп и прочих копытных животных из саванн Африки.

МОСКВА, 10 мар – РИА Новости. Масштабные раскопки в Олдувайском ущелье помогли палеонтологам выяснить, что наши первые предки жили в рощах пальм и акаций, под сенью которых они могли разделывать туши убиваемых ими жирафов, антилоп и прочих копытных животных из саванн Африки, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

"Наша находка представляет собой древний аналог Помпей, погребенных под пеплом Везувия. Это место было так же погребено выбросами вулкана, расположенного в нескольких десятках километров от ущелья. Он выбросил так много пепла, что его хватило для того, чтобы покрыть почти всю эту территорию густым слоем вулканических выбросов", — заявила Гейл Эшли (Gail Ashley) из Ратгеровского университета (США).

Эшли и ее коллеги воспользовались этими "помпеями" времен зари человечества для того, чтобы впервые в истории палеонтологии и антропологии получить полную картину того, как жили наши предки: в каких условиях они обитали, чем они питались и какие животные их окружали.

Для этого ученые провели масштабнейшие раскопки в разных уголках ущелья с совокупной площадью в 25 тысяч квадратных метров. Во время этих изысканий они изучали структуру образцов окаменевшей почвы, их химический состав, доли изотопов в растительных и животных останках и прочие индикаторы, способные указать на родовую или даже видовую принадлежность флоры и фауны Олдувая 1,8 миллиона лет назад.

Эти наборы данных помогли Эшли и ее коллегам выяснить, где и как жили два вида гоминид, обитавших в ущелье в то время – первые умелые люди (Homo habilis) и "щелкунчики"-парантропы (Paranthropus boisei).

Череп Australopithecus sediba, найденный при раскопках в Южной Африке
Древнейшие предки людей не были "щелкунчиками", выяснили ученые

Наши предположительные предки, как показывают расчеты ученых, предпочитали жить не в саваннах, как считали некоторые антропологи, а в небольших рощах из пальм и акаций, которые росли на территории Олдувая 1,8-2 миллиона лет назад. Судя по останкам жирафов, антилоп и других копытных животных в этих рощах, первые Homo питались мясом, а не только растительной пищей, и разделывали добычу прямо на территории этих "лесополос".

Диета парантропов и место их обитания были несколько другими – они питались в основном растительной и достаточно твердой пищей, в основном папоротниками, и жили неподалеку от водоемов и заболоченных территорий. Умелые люди, судя по расположению их стойбищ, тоже могли посещать эти уголки Олдувая, однако, по мнению авторов статьи, они вряд ли жили там долгое время.

Главными врагами и конкурентами наших предков в борьбе за пищу выступали, ожидаемым образом, крупные хищники – львы, леопарды и гиены, которые могли также охотиться на парантропов и умелых людей. В целом, как признают ученые, жизнь в ущелье была очень суровой для первых гоминид из-за жесткой конкуренции с этими хищными животными. Данный фактор мог быть одной из главных движущих сил в эволюции наших предков, заключают палеонтологи.