Ученые: LIGO мог "поймать" не гравитационные волны, а темную материю

© Фото : Background photo: Serge Brunier / NASAКрасные и синие точки на этой фотографии отмечают звезды, скорость движения которых помогла ученым найти темную материюКрасные и синие точки на этой фотографии отмечают звезды, скорость движения которых помогла ученым найти темную материю
Группа физиков под руководством нобелевского лауреата Адама Рисса заявляет, что найденные в сентябре 2015 года гравитационные волны могут быть следом слияния экзотических черных дыр, состоящих из темной материи.

МОСКВА, 6 мар – РИА Новости. Нобелевский лауреат Адам Рисс и другие ученые заявляют, что недавно обнаруженные гравитационные волны, пойманные детектором LIGO, могут на самом деле быть порождены не обычными черными дырами, а черными дырами из темной материи, о чем они пишут в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнеллского университета.

"Если эта идея окажется верной или хотя бы не противоречащей теории и наблюдениям, то тогда первое открытие LIGO может напрямую изменить наши представления о тех вопросах, которые имеют прямое отношение к фундаментальной физике, а именно то, чем является и как ведет себя темная материя. Я не знаю, правы они или нет, но эта идея является подтверждением того, что у нас появился новый способ видеть Вселенную и воспринимать ее совершенно иным образом. На это не жалко миллиарда долларов", — прокомментировал исследование известный физик-теоретик Любош Мотль (Lubos Motl), работавший в Гарвардском университете.

Гравитационные волны, как рассказали 11 февраля отечественные и зарубежные физики, были обнаружены детекторами LIGO 14 сентября 2015 года в 13:51 по московскому времени. Они были порождены парой сливающихся черных дыр, чьи массы в 29 и 36 раз превышали солнечную, на расстоянии в 1,3 миллиарда световых лет от Земли. За доли секунды примерно три солнечных массы превратились в гравитационные волны, максимальная мощность излучения которых была примерно в 50 раз больше, чем от всей видимой Вселенной.

Американский космолог Адам Рисс (Adam Riess), получивший Нобелевскую премию по физике в 2011 году за открытие ускоряющегося расширения Вселенной, считает, что данное событие могло быть порождено не "обычными" черными дырами, а их древнейшими "кузинами", которые возникли не в результате гравитационного коллапса звезд, а благодаря сгусткам темной материи, из которых, собственно, состоит их материя.

Черные дыры
Зонд "Ферми" нашел источник пойманных LIGO гравитационных волн

Такие "первобытные" черные дыры, как пишут ученые, достаточно часто должны были встречаться в далеком прошлом Вселенной, когда ее материя была гораздо плотнее, чем сегодня. Их масса как раз укладывается в те значения, которые были характерны для события GW150914 – она заметно выше 10 солнечных масс и ниже 100 солнечных масс.

Подобные экзотические объекты, как считают ученые, распределены не равномерно по галактикам, а сосредоточены там, где находятся скопления темной материи – на окраинах "звездных мегаполисах, в так называемых галактических гало.

Частота слияния подобных черных дыр, по расчетам Рисса и его коллег, как раз соответствует тому, как часто происходят события, подобные зафиксированной LIGO вспышке гравитационных волн. Соответственно, вполне возможно, что вспышка GW150914 возникла в результате слияния этих экзотических объектов, а не их "обычных" собратьев.

Как объясняют ученые, проверить эту теорию можно будет только тогда, когда мы накопим достаточно данных по другим всплескам гравитационных волн, порождаемых черными дырами. Если такие вспышки будут происходить на окраинах небольших галактик и не будут порождать сопутствующих вспышек электромагнитного излучения, то тогда идея Рисса и его коллег, скорее всего, найдет свое признание и подтверждение.