Ученые выяснили, как ведут себя черные дыры-"бублики"

Сверхмассивная черная дыра в представлении художника, вырабатывающая сверхсильные ветра
Физики выяснили, что черные дыры в пяти измерениях могут превращаться в необычные "бублики", распад которых позволил бы заглянуть за горизонт событий и увидеть внутреннюю часть черной дыры, что считалось невозможным с точки зрения теории относительности.

МОСКВА, 20 фев – РИА Новости. Физики-теоретики построили первую модель экзотической черной дыры-"бублика", которая, как оказалось, будет нарушать постулаты теории относительности Эйнштейна в пяти и более многомерном пространстве, и будет видна для наблюдателей извне, говорится в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

"Если так называемые голые сингулярности существуют, то тогда общая теория относительности просто перестает работать. И если она больше не работает, то падает вся построенная физика – мы больше ничего не сможем предсказать, что происходит во Вселенной. В таком случае мы больше не сможем воспринимать ОТО в качестве единственной теории, описывающей поведение бытия", — заявил Саран Туньясувунакул (Saran Tunyasuvunakool) из Кембриджского университета (Великобритания).

Туньясувунакул и его коллеги заявляют, что подобные "голые сингулярности" могли бы существовать во Вселенной, если бы у нее было пять или более измерений, просчитав поведение крайне необычной черной дыры при помощи суперкомпьютера COSMOS в Кембридже.

Как объясняют ученые, теория относительности предсказывает, что во Вселенной могут существовать так называемые сингулярности – точки, обладающие бесконечно высокой плотностью и какой угодно массой. Частным случаем сингулярности являются хорошо известные всем черные дыры.

Такие объекты, в соответствии с принципом "космической цензуры" Пенроуза-Хокинга, невозможно увидеть, так как они будут отделены от всей остальной Вселенной горизонтом событий – сингулярность находится внутри воображаемой сферы, из которой даже свет не сможет выбраться из-за сверхсильного притяжения черной дыры. Исполнение этого принципа крайне важно для физики, так как открытие "голой сингулярности", хотя бы в теоретическом виде, будет означать, что вся современная физическая наука является неправильной.

В начале 2000 годов, по словам авторов статьи, физики обнаружили, что горизонт событий у сингулярности может быть не только сферообразным, но и похожим на своеобразный "бублик", если исходный материал, из которого родилась черная дыра, вращался достаточно быстро, и если Вселенная включает в себя не четыре, а пять и более измерений. Такая черная дыра будет крайне нестабильной, и структура ее горизонта событий будет постоянно меняться.

Так художник представил себе Вселенную-голограмму
Физики: вселенные-голограммы могут "жить" в евклидовом пространстве

Туньясувунакул и его коллеги решили проверить, будет ли работать теория относительности и "космическая цензура" для таких объектов, создав компьютерную модель подобной черной дыры в пятимерном пространстве.

Как показали эти расчеты, возможны два сценария поведения такой сингулярности, "хороший" и "плохой". Первый подразумевает превращение "бублика" в обычную сферическую черную дыру, а второй – рождение "голой сингулярности".

События развиваются по первому сценарию в том случае, если "бублик" горизонта событий у этого объекта является изначально достаточно толстым. В таком случае после формирования черной дыры по кольцу будут идти своеобразные "волны", оно начнет сжиматься с разных сторон и в конечном итоге сколлапсирует в сферу.

Черная дыра
Черные дыры могут иметь форму галстука-бабочки и колец Сатурна

Однако если это кольцо будет изначально тонким, то такие деформации приведут к появлению своеобразных "бугров" в некоторых его частях и утончению "бублика" в других его участках. В конечном итоге кольцо разорвется на "капли", и возникнет голая сингулярность, которую в принципе можно будет увидеть.

Таким образом, можно говорить, что принцип "космической цензуры" и общая теория относительности могут гипотетически нарушаться в пятимерном пространстве. Мы, как сегодня считают физики и как считал сам Эйнштейн, живем в четырехмерном пространстве, поэтому в принципе ОТО ничего не угрожает, так как астрономы вряд ли найдут подобные черные дыры-"бублики".

Тем не менее, как подчеркивают Туньясувунакул и его коллеги, такая вероятность все же имеется  — теории струн предсказывают, что мы на самом деле живем не в четырехмерном, а в 11-мерном пространстве, семь измерений которого "свернуты" и невидимы для нас. Проверить существование этих измерений, как надеются исследователи, поможет обновленный БАК, где в конце прошлого года ученые зафиксировали первые возможные следы "новой физики", не укладывающейся в стандартную картину Вселенной.

• Умка, Привет! Черные дыры и красные гиганты - фантазии сексуально озабоченных учёных. На мой взгляд здесь несколько физических ошибок в понимании: 1. Элементы, стоящие за свинцом не стабильны. Для их удержания необходима энергия. Тоже произойдёт и в чёрной дыре, поскольку гравитационные силы на 40 порядков меньше электромагнитных и на 45 ядерных, то образования супер-ядер невозможно по закону сохранения энергии. Они будут нестабильны.
    2. Самые стабильные элементы в природе - железо... Именно оно должно образовываться под действием гравитационных сил внутри массивных тел, что будет являться основным источником их излучения (что доказывается большим распространением этого вещества в природе). Может ли гравитация разломать ядро тяжелых элементов с получением более лёгких? Почему нет?
    3. Второй источник излучения - аннигиляция протон-антипротон, электрон-позитрон, возникающая после распада ядер из избыточного числа нейтронов.
    4. Третий источник энергии - термоядерные реакции образовавшихся при делении под прессом гравитации лёгких частиц: именно из центра пульсаров...бьет этот светящийся прожектор, а не с поверхности. Именно там, а не в других местах происходит гравитационные изменения.
    5. Гравитация создаёт красное смещение, уменьшающее свечение массивных объектов. Его может компенсировать наблюдением за ч.дырами в направлении движения Земли, Солнца, М.Пути
    6. Гравитация рассеивает свет так же, как отклонялся луч, пролетающий мимо Солнца. Она отклоняет не только мимо пролетающие фотоны от других звёзд, но и собственные, летящие с края светящегося диска. Поэтому область ч.дыр можно определить по увеличению рассеянного излучения на тёмном небосводе. Для наблюдения этих объектов нужны неправильные линзы, способные собрать расходящийся световой поток.
    7. Учёные! Прекратите создавать неправильные теории, основанные на собственной фантазии. Есть математика, которая должна поставить равенство между всеми вашими выводами.
    21.02.2016
  • Это конечно по всяким теориям расчитать сложно, но можно. Вот только с чёрной дырой, так называемой Украина, никто точных прогнозов составить не может.
    20.02.2016