Астрономы впервые измерили продолжительность дня на экзопланете

/
Астрономы впервые напрямую измерили продолжительность суток на крупной экзопланете в созвездии Центавра, которая оказалась примерно такой же, как на Юпитере или Сатурне - около 10,7 часа.

МОСКВА, 19 фев – РИА Новости. Планетологи впервые измерили скорость вращения крупной экзопланеты вокруг своей оси путем прямых наблюдений за ней при помощи "Хаббла", и впервые узнали о продолжительности суток на ее поверхности, которые длятся 10,7 часа, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Это странная планета – на большой высоте в ее атмосфере идут стеклянные дожди, а на низких высотах их сменяют дожди из расплавленного железа. Температура ее воздуха составляет 1200-1400 градусов Цельсия, и этот "супер-юпитер" гораздо проще увидеть в инфракрасной части спектра, чем при помощи глаз", — заявил Ифань Чжу (Yifan Zhou) из университета Аризоны в Тусоне (США).

Чжу и его коллеги совершили это открытие, наблюдая за крайне яркой и крупной экзопланетой 2M1207b в созвездии Центавра, открытой в 2004 году при помощи оптического телескопа VLT. Она примерно в четыре раза тяжелее Юпитера, и она вращается вокруг коричневого карлика 2M1207 на примерно таком же расстоянии, что Плутон от Солнца.

Несмотря на столь большое расстояние и крайнюю тусклость звезды, атмосфера этого "супер-юпитера" является действительно адским местом – ее температура превышает тысячу градусов, а ее верхние слои покрыты слоем облаков, состоящих из капелек силикатов и металлов. Столь высокие температуры объясняются чрезвычайной молодостью планеты – ей всего 10 миллионов лет, что является почти мгновением по космическим меркам.

Рисунок атмосферных слоев на коричневом карлике 2MASSJ22282889-431026
Астрономы составили первую "карту погоды" коричневого карлика

Эти облака, как рассказывают ученые, можно увидеть при помощи "Хаббла", чем они воспользовались для того, чтобы точно измерить скорость вращения 2M1207b по изменениям в яркости пятен на поверхности планеты, за которыми планетологи следили при помощи инфракрасной камеры WFC3.

Как показали наблюдения за несколькими витками планеты вокруг коричневого карлика, вращается она быстро – длина суток на ней составляет примерно 11 часов, что сопоставимо со скоростью вращения Юпитера, Сатурна и других планет-гигантов Солнечной системы. Это означает, что даже такие экзотические планеты, как 2M1207b, можно моделировать, используя данные наблюдений за "нашими" газовыми гигантами и небольшими коричневыми карликами, атмосфера которых похожа по структуре на верхние слои 2M1207b.

• "...Астрономы впервые измерили продолжительность дня на экзопланете..." - Значит они эту планету, ещё и не начинали, изучать. Изучать не начинали, а три бюджета, уже получали.
    19.02.2016