Ученые: "ленивые" сыновья и внуки оказались причиной появления бабушек

Антропологи предложили новое объяснение тому, почему в нашем обществе существуют бабушки - причиной их появления могла быть "лень" их сыновей и внуков, не отдалявшихся далеко от дома матери.

МОСКВА, 17 фев – РИА Новости. Одной из причин появления бабушек в популяциях древних людей и приобретения человеком долгой жизни могла быть "лень" их сыновей и внуков, не отдалявшихся далеко от дома матери, которая помогала им воспитывать потомство и тем самым увеличивать шансы носителей своих генов на выживание, говорится в статье, опубликованной в журнале Biological Letters.

Долгая жизнь после наступления менопаузы у женщин объясняется так называемой "гипотезой бабушки". По этой теории, бабушка помогает своим дочерям выращивать и воспитывать детей, и тем самым увеличивает шансы на сохранение и дальнейшую передачу своих генов и заметно продлевает жизнь потомству. Антропологи нашли подтверждения этой теории в популяциях африканцев, застрявших в первобытно-общинном строе, а также среди популяций китов-косаток.

Как рассказывает Кевин Арбакл (Kevin Arbuckle) из университета Ливерпуля (Великобритания), не все ученые согласны с этой теорией – многие считают, что менопауза и долгая жизнь человека имеют не эволюционные, а социальные причины. По их мнению, наш организм просто не рассчитан на жизнь, продолжающуюся более 40-45 лет, которой мы наслаждаемся благодаря прогрессу в области медицины, агрикультуры и биологии.

Празднование Масленицы в Красноярске
Ученые: бабушки заставили древних людей перейти к моногамии

Арбакл и его  коллеги проверили, какая из этих двух теорий, адаптивная или социальная, является справедливой, сравнив и сопоставив то, как долго живут и размножаются 26 различных видов животных, а также три племена современных людей, застрявших в первобытно-общинном строе.

Во время этого анализа антропологи обращали внимание на то, как были устроены семьи этих животных и племен людей, жили ли дети вместе с родителями и прародителями и на прочие социальные детали. Как оказалось, ни та, ни другая гипотеза не могут самостоятельно объяснить появление бабушек в первых племенах людей по отдельности.

Ученые полагают, что феномен менопаузы возник в популяции наших предков случайным путем, однако его дальнейшее развитие и закрепление в популяции произошло благодаря филопатрии – склонности сыновей и внуков жить неподалеку или вместе с матерью или бабушкой.

Косатка в Тихом океане
Киты-убийцы помогли ученым выяснить, зачем нам нужны бабушки

Об этом говорят и палеонтологические свидетельства – анализ долей изотопов в зубах и костях австралопитеков показал еще в 2011 году, что самцы этих гоминид были "домоседами", а самки, наоборот, часто мигрировали, живя и умирая далеко от места своего рождения.

Подобная "лень" сыновей и внуков, как объясняют Арбакл и его  коллеги, сделала менопаузу выгодной эволюционной стратегией – у женщин обычно нет проблем с продолжением рода, тогда как мужчинам приходиться бороться друг с другом за эту возможность. Поэтому для матери, с точки зрения максимизации шансов на выживание генов, имел больше смысл вкладывать ресурсы в заботу о сыне и его потомстве, чем о детях своих дочерей.

Что интересно, подобное поведение характерно и для косаток – самки этого вида китообразных тоже проводят почти всю свою жизнь рядом с сыновьями, которые просто не могут выжить без их помощи. По всей видимости, эволюция человека шла схожим путем. Пока остается неизвестным, как и когда появилась менопауза – на этот вопрос генетикам, антропологам и другим ученым еще только предстоит найти ответ, заключают Арбакл и его  коллеги.