Ученые: "ленивые" сыновья и внуки оказались причиной появления бабушек

Теплая погода в Москве
Антропологи предложили новое объяснение тому, почему в нашем обществе существуют бабушки - причиной их появления могла быть "лень" их сыновей и внуков, не отдалявшихся далеко от дома матери.

МОСКВА, 17 фев – РИА Новости. Одной из причин появления бабушек в популяциях древних людей и приобретения человеком долгой жизни могла быть "лень" их сыновей и внуков, не отдалявшихся далеко от дома матери, которая помогала им воспитывать потомство и тем самым увеличивать шансы носителей своих генов на выживание, говорится в статье, опубликованной в журнале Biological Letters.

Долгая жизнь после наступления менопаузы у женщин объясняется так называемой "гипотезой бабушки". По этой теории, бабушка помогает своим дочерям выращивать и воспитывать детей, и тем самым увеличивает шансы на сохранение и дальнейшую передачу своих генов и заметно продлевает жизнь потомству. Антропологи нашли подтверждения этой теории в популяциях африканцев, застрявших в первобытно-общинном строе, а также среди популяций китов-косаток.

Как рассказывает Кевин Арбакл (Kevin Arbuckle) из университета Ливерпуля (Великобритания), не все ученые согласны с этой теорией – многие считают, что менопауза и долгая жизнь человека имеют не эволюционные, а социальные причины. По их мнению, наш организм просто не рассчитан на жизнь, продолжающуюся более 40-45 лет, которой мы наслаждаемся благодаря прогрессу в области медицины, агрикультуры и биологии.

Празднование Масленицы в Красноярске
Ученые: бабушки заставили древних людей перейти к моногамии

Арбакл и его  коллеги проверили, какая из этих двух теорий, адаптивная или социальная, является справедливой, сравнив и сопоставив то, как долго живут и размножаются 26 различных видов животных, а также три племена современных людей, застрявших в первобытно-общинном строе.

Во время этого анализа антропологи обращали внимание на то, как были устроены семьи этих животных и племен людей, жили ли дети вместе с родителями и прародителями и на прочие социальные детали. Как оказалось, ни та, ни другая гипотеза не могут самостоятельно объяснить появление бабушек в первых племенах людей по отдельности.

Ученые полагают, что феномен менопаузы возник в популяции наших предков случайным путем, однако его дальнейшее развитие и закрепление в популяции произошло благодаря филопатрии – склонности сыновей и внуков жить неподалеку или вместе с матерью или бабушкой.

Косатка в Тихом океане
Киты-убийцы помогли ученым выяснить, зачем нам нужны бабушки

Об этом говорят и палеонтологические свидетельства – анализ долей изотопов в зубах и костях австралопитеков показал еще в 2011 году, что самцы этих гоминид были "домоседами", а самки, наоборот, часто мигрировали, живя и умирая далеко от места своего рождения.

Подобная "лень" сыновей и внуков, как объясняют Арбакл и его  коллеги, сделала менопаузу выгодной эволюционной стратегией – у женщин обычно нет проблем с продолжением рода, тогда как мужчинам приходиться бороться друг с другом за эту возможность. Поэтому для матери, с точки зрения максимизации шансов на выживание генов, имел больше смысл вкладывать ресурсы в заботу о сыне и его потомстве, чем о детях своих дочерей.

Что интересно, подобное поведение характерно и для косаток – самки этого вида китообразных тоже проводят почти всю свою жизнь рядом с сыновьями, которые просто не могут выжить без их помощи. По всей видимости, эволюция человека шла схожим путем. Пока остается неизвестным, как и когда появилась менопауза – на этот вопрос генетикам, антропологам и другим ученым еще только предстоит найти ответ, заключают Арбакл и его  коллеги.

• Владимир Дзювин, к сожалению животные самые преданные создания на земле. они не предадут "хозяина" за кусок колбасы.а вот люди ..... и это очень печально.
    18.02.2016
  • Британские учёные... и этим всё сказано. :-)
    17.02.2016
  • Британские учёные... и этим всё сказано. :-)
    17.02.2016
  • Объединяет людей память совместной жизни своими добрыми воспоминаниями. И не только людей: собачка у меня умерла 3 года назад, до сих пор с тоской вспоминаю её преданный взгляд... Понимало ли животное, что оно живёт? Что думало оно, когда гонялось за своим хвостом? Лаяла на своё изображение в зеркале? В человеке живёт память=душа, вместе с другими приятными воспоминаниями в мой мозг залез этот вонючий пёс, поставив там себе будку... Иногда он выходит из неё, скулит, ластится, пробуждая к себе жалость.
    Старые вещи, фотографии друзей, музыка - всё это ключи к воспоминаниям давно ушедших лет. Раньше было лучше, когда были мы молодые и получали первые радости.
    18.02.2016
  • uran.ru57, здравствуйте. Про собаку согласен. Мудрец(?) сказал: собака любит своего хозяина больше, чем саму себя. Все удовольствия животного, запертого в клетке дома (еда, игра...), связаны с наслаждениями своего хозяина, а именно они остаются в нашей памяти, пишутся в книги библиотеки мозга. Людей тоже связывает общие добрые воспоминания, совместная память=душа. Если её нет, то и продолжения не будет.
    18.02.2016
  • Владимир Дзювин, да не только животные "запертые в клетке дома" а как же те животные которые помогают пастухам пасти скот,охотникам охотится,сужебно- розыскные собаки, собаки поводыри и т.д.
    19.02.2016
  • Владимир Дзювин, а людей объединяет тут вы правы, память любовь к родине, уважение к могилам своих предков.ведь не даром говорят с годами приходит мудрость и старые люди передают ее молодым.а все эти " исследования" работают на разобщение людей.что плохого могут сделать дедушки и бабушки своим внукам и детям? конечно ни чего, только хорошее.
    19.02.2016
  • uran.ru57, Согласен. И разъединяет тоже память: украинцев и русских... Потому, что человек - это и есть память, записанная в теле голой обезьяны, её душа. Тело умирает, а сознание цивилизации продолжит своё существование доброй памятью в других людях. Кто изобрёл слова, написал книги, музыку, живущую у нас голове? Эти люди давно умерли, но продолжают жизнь в памяти: мы в этом нуждаемся и получаем от этих знаний собственное удовольствие.