Астроном из МГУ раскрыл тайну свечения "лохматых" звезд

Столкновение мощных звездных ветров, представление художника
Российский астроном нашел редчайшую пару необычных звезд в созвездии Паруса и показал, что такие светила способны периодически вырабатывать мощные вспышки гамма-излучения.

МОСКВА, 16 фев – РИА Новости. Астрофизик из Московского государственного университета нашел новое подтверждение того, что так называемые звезды Вольфа-Райе, сверхактивные молодые или очень пожилые светила, периодически вырабатывают мощные вспышки гамма-излучения, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

В нашей Галактике и в ее спутниках присутствует несколько тысяч крупных звезд, в недрах которых идет столь бурная активность, что они выбрасывают огромные количества материи в виде солнечного ветра. Эта материя образует своеобразную "лохматую" газовую мантию вокруг светила, которая особым образом влияет на их спектр излучения и другие свойства этих звезд.

Одной из самых знаменитых звезд Вольфа-Райе, как рассказывает Максим Пширков из Государственного астрономического института имени Штернберга при МГУ, является Эта Киля – необычная двойная звезда, чьи периодические вспышки астрономы 19 века принимали за сверхновые.
После запуска телескопа Fermi ученые обнаружили один из необычных секретов этой "фальшивой сверхновой" – вспышки этой звезды порождают мощнейшие всплески в гамма-диапазоне, чья природа оставалась загадкой для ученых, несмотря на все попытки их изучения.

Проблема, как объясняет Пширков, заключалась в том, что астрофизикам долгое время не удавалось найти аналогов Эты Киля – похожих систем из двух звезд Вольфа-Райе, столкновение солнечных ветров и мантий которых приводило бы к формированию гамма-излучения.

Туманность в районе псевдосверхновой эты Киля, полученная орбитальным телескопом Хаббл
Астрономы поймали эхо взрыва "фальшивой" сверхновой середины 19 века

Российскому астроному удалось найти еще одну подобную звездную систему, светящуюся в гамма-диапазоне, используя архивные данные, полученные при помощи орбитального телескопа  "Ферми". Эти данные Пширков использовал для того, чтобы проанализировать, вырабатывали ли семь различных пар звезд Вольфа-Райе, обнаруженные в последние годы, вспышки жесткого гамма-излучения.

Как оказалось, только одна из них, звезда под названием WR 11 в созвездии Паруса, вырабатывает достаточно слабые, но заметные для инструментов "Ферми" вспышки гамма-излучения, чья энергия была на порядки ниже, чем та сила, с которой потоки солнечного ветра от каждой звезды Вольфа-Райе сталкиваются друг с другом.

Этот результат, по словам Пширкова, делает гамма-излучение Эты Карина и других подобных звезд еще более загадочным. Астрофизик предполагает, что его источником могут быть электроны солнечного ветра, взаимодействующие с магнитными полями в точке столкновения "мантий" звезд Вольфа-Райе, однако подобный вариант не является бесспорным с точки зрения физики.

Как считает Пширков, открытие гамма-излучения у WR 11 говорит о том, что звезды Вольфа-Райе действительно могут быть источниками высокоэнергетических космических лучей, и являться одним из главных "поставщиков" излучения такого рода в нашей Галактике.