Ученый выяснил, какие лампочки больше привлекают насекомых - РИА Новости, 15.02.2016

Ученый выяснил, какие лампочки больше привлекают насекомых

Длительные наблюдения за поведением насекомых показали, что их внимание больше всего привлекают обычные "лампочки Ильича", а светодиодные лампы, наоборот, меньше всего интересуют их.

МОСКВА, 15 фев – РИА Новости. Длительные наблюдения за поведением насекомых показали, что их внимание больше всего привлекают обычные  "лампочки Ильича", а светодиодные лампы, наоборот, меньше всего интересуют их, заявил ученый, выступавший на ежегодном собрании Американской ассоциации по продвижению науки в Вашингтоне.

Многие насекомые способны перелетать на значительные расстояния в поисках пищи, в ходе сезонных миграций или при поиске нового дома. К примеру, пчелы часто пролетают по несколько десятков километров при выборе места для улья, а бабочки-монархи наматывают сотни километров во время межконтинентальных миграций. Экзотические органы и приемы — датчики положения Солнца в антеннах бабочек или навигационный "танец" жуков-скарабеев — помогают насекомым не потеряться во время полета.

Сегодня, как отмечает Майкл Джастис (Michael Justice), фотографа-любителя и энтомолога из города Линчбург, перелетам этих насекомых мешает то, что ночное небо Земли активно "загрязняется" светом уличных фонарей и домашних осветительных приборов, которые членистоногие воспринимают в качестве естественных ориентиров. Это не только влияет на жизнь насекомых, но и мешает человеку.

Скарабей с картонной ”шапочкой”, мешающей жуку ориентироваться по Солнцу или Млечному Пути
Жуки-скарабеи используют Млечный путь для навигации ночью

Джастис проверил, какие типы осветительных приборов являются более привлекательными для насекомых, и какие из них представители различных видов и семейств беспозвоночных чаще всего принимают за Солнце, звезды или Луну и другие опознавательные знаки. Для этого исследователь собрал специальную лампу-ловушку и проследил за тем, как много "жертв" она поймала в течение нескольких месяцев работы.

Как показал данный эксперимент, внимание насекомых больше всего привлекали обычные лампы накаливания, на которые приходится львиная доля из девяти тысяч насекомых, пойманных Джастисом за время ведения эксперимента. Чуть хуже их приманивали галогенные и катодные лампы, и заметно хуже – "холодные" светодиодные лампы и особые "желтые" фонари, которые используют ученые во время экспедиций в тропические страны.

Меньше всего насекомые реагировали на "теплые" светодиодные светильники, что делает их, как считает Джастис, более экологически приемлемым источником ночного освещения на улицах городов и других населенных пунктов – они не только потребляют в среднем меньше энергии, чем другие типы лампочек, но и меньше влияют на жизнь насекомых.